Выставка фотографий Дарьи Цветковой и Марии Александровой «Наивно. Супер.»

Вещизм. Искусство.

Что будут делать девушки, если их оставить наедине с фотоаппаратом? Конечно, фотографировать друг друга. Чем займутся художницы, если их оставить наедине с фотоаппаратом? Конечно, искусством!

«Наивно. Супер.» – фотопроект Дарьи Цветковой и Марии Александровой, «реализованный в течение одного дня в пространстве обычной хрущёвской квартиры», пишут в аннотации авторы. Конечно, говорить об «обычности» этой квартиры можно весьма условно. Этот постсоветский интерьер, скорее, представляет собой квинтэссенцию представлений обывателя об эстетике жилища. Аляповатые обои, гобеленовые волки, бумажные бабочки, картины, иконы, фотография кумира в рамке, старый телевизор, который жалко выкинуть, плюшевые игрушки, цветы в горшках… В стенах этой квартиры оставили свой след девяностые, нулевые, десятые. И всё это наследие бережно хранится, потому что человек советской закалки не привык что-то выбрасывать – вдруг он больше этого никогда не купит! Вещизм – диагноз, который можно поставить не одному поколению. Но подобное отношение к материальным ценностям играет на руку художнику, ищущему вдохновения в обыденном, умеющему сделать карнавал из цветной китайской лампы и такой же китайской диадемы из дешёвого пластика. Найти в этом вещевом хаосе сюрреализм, дадаизм, фэшн, рафаэлевскую живописную эстетику – вот задача художника, усвоившего принцип рэди-мэйд – всё прекрасное уже создано, осталось возвести это в ранг искусства.

Трэндово. Ностальгично.

В мире фэшн-фотографии давно прослеживается тренд – перенос, а скорее, столкновение эстетики модного глянца и суровой реальности. Этим приёмом пользуются и модные фотографы, и современные художники. Например, проект Арсена Савадова «Deepinsider» или Masha Mel «Russian Dacha». В конце концов, мода всегда была своего рода театром и пространством, где можно позволять себе вольности, совмещать несовместимое. Можно соединить тренды подиумов и вещи из 90-х, столь любимые хипстерами, «авторские аксессуары» в виде мохнатой игрушки и оторванных голов пупсов. Таким образом создаётся образ повзрослевших девочек-принцесс со странными эстетическими идеалами. Это не моделинг в чистом виде, скорее, это игра в моду, в фэшн-позирование в интерьерах, безусловно, живописных, но создающих гнетущее чувство.

Ноги. Голова.

Для чего же авторы создают столь странный коктейль? Чтобы получилось нечто новое, не попадающее под определение «бытового жанра», «модного фото», «документа времени». Странные позы моделей отсылают нас к сюрреалистическим опытам, когда обыденная среда дополняется необычными предметами, персонажами. Части тел, неестественные позы – камера застаёт девушек за странными действиями, объяснение которым сложно найти зрителю. Нужно ли искать этому объяснение, если можно просто любоваться?

Наивно. Безысходно.

Название выставки авторы позаимствовали у книги норвежского писателя Эрленда Лу. Его стиль характеризуют как «нарочито наивный». Но если произведение Лу наводит зрителя на мысль о радости простого бытия, которое помогает пережить «кризис середины жизни», то фотопроект «Наивно. Супер.», иллюстрирующий одиночество человека в мире вещей, не предлагает ничего, кроме факта бытия. Бытия, заключённого в быту, устроенному по принципу «чем больше у тебя вещей, тем легче тебе отгородиться от жестокого мира», а вернее, создать свой собственный. Делает ли это счастливыми обитателей искусственного мира? Думаю, нет, но, по крайней мере, помогает себя занимать долгое время. Как детей, которые бесконечно могут возиться с цветным конструктором. И эта наивность создаёт совершенно серьёзную человеческую трагедию, которую, кажется, не осознают даже сами героини этих фотографий.