Сила фантазий. О новом фильме Франсуа Озона

«Двуличный любовник» — последний фильм французского режиссёра Франсуа Озона. Картина участвовала в конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля, но победы удостоилась шведская лента «Квадрат», что, на мой взгляд, справедливо, но это уже другая история.

Новый психологический триллер Озона тагильские зрители могут увидеть в кинотеатре «Красногвардеец». После сдержанной чёрно-белой ленты «Франц» Озон обращается к своему раннему стилю, продолжает исследовать внутренний мир женщины. Не знаю, в чём секрет режиссёра, но каждый раз он идеально прописывает женские характеры, его героини всегда объёмные, живые и сложные.

В новом фильме в главной роли снилась Марина Вакт, которой уже доводилось работать с режиссёром в картине «Молода и прекрасна». Ради роли Вакт остригла длинные волосы, заменив причёску короткой стрижкой. Подобная жертва необходима для фильма, чтобы подчеркнуть андрогинность персонажа. Героине предстоит раскрыть свою женственность, сексуальность и исследовать себя.

Теперь несколько слов о сюжете фильма. Юную Хлою много лет беспокоят странные боли в животе. На приёме у гинеколога девушка узнаёт, что боли носят психосоматический характер, и обращается за помощью к психотерапевту. Впоследствии героиня влюбляется в своего психоаналитика Поля в исполнении Жереми Ренье, между людьми возникает взаимное романтическое влечение. Пара начинает вести совместную жизнь. Самое место хеппи-энду, но…

Однажды совершенно случайно Хлоя встречает двойника Поля, который, интересное совпадение, оказывается тоже психотерапевтом. Проведя маленькое расследование, девушка выясняет, что двойник в действительности брат-близнец Поля по имени Луи. По характеру он более жестокий и самоуверенный. Сам Поль отрицает существование брата. Хлоя начинает ходить на сеансы к Луи, и вскоре между ними возникает сексуальная связь. В итоге героине предстоит пройти «двойной» путь, исследуя свой внутренний мир и эротические фантазии.

Близнецы — популярные герои многих фильмов, и это главная тема, которая красной лентой проскальзывает через весь сюжет картины «Двуличный любовник». Также важными персонажами в фильме являются кошки. В кошках есть определённая загадка, задумчивость, что тоже имеет значение для сюжета. Внутренний мир, изменения, которые происходят с главной героиней, отражают арт-объекты в музее, где работает Хлоя. Занимательно, что экспонаты были созданы специально для фильма.

Откровенных эротических сцен в фильме предостаточно. От эротизма история сгущается, атмосфера наполняется жестокостью и насыщается интригой, что напоминает саспенс Альфреда Хичкока «Ребекка». Помимо Хичкока, в фильме можно разглядеть заимствования у Бунюэля, Полански и даже фон Триера. Но Озон не изменяет себе: у него обнажённость внутреннего и внешнего мира — это уникальная черта, свойственная только его особому взгляду.

«Двуличный любовник» — картина, в которой реальность и фантазии объединяются. В неожиданном финале перед зрителями будет раскрыта главная тайна. С одной стороны, развязка возвращает к реальности, но с другой стороны, оставляет после себя неудобное чувство. Так или иначе, поклонники Франсуа Озона эту работу не упустят и примут с восторгом.