Почему бойкот выборов работает на явку

Нерегистрация оппозиционера Алексея Навального — стратегическая ошибка, которая не имеет нравственных и политических оправданий. О том, что Навального не зарегистрируют, было ясно уже давным-давно. Конечно, кто-то надеялся на 147-й процент вероятности, но 146 процентов были именно за такое решение.

Особенно очевидным стало решение о нерегистрации, когда в повестке заседания оказались вопросы по иным кандидатам с судимостями, то есть с теми же основаниями для отказа. Понятно было и то, что Ксения Собчак предложит Навальному тот или иной пост, а он не примет. Прогнозируемым было и решение с бойкотом выборов.

Проще говоря, ничего неожиданного не случилось. Всё было известно ещё год тому назад. Или ещё ранее? Более того, это было известно и штабу Алексея Навального, ибо прогноз очевиден. И штаб вёл именно PR-кампанию, а не работал на президентскую победу: выдвижение без нотариального удостоверения в куче городов, самовыдвижение, а не поиск партии. И, кстати, правильно делал.

Удивило лишь одно — несдержанность на политические высказывания и личностные выпады со стороны членов ЦИК. Они сами сделали всё, чтобы дать аргументы сторонникам Навального. Тщательнее надо, господа.

Теперь выводы. Тактика бойкота — очередная ошибка по многим причинам. Назовём одну: эта тактика работает на электобилити инкумбента. Перемены всегда происходили там, где электобилити власти резко снижалось. Помогать оппоненту — что может быть политически порочней? Более того, бойкот — это признание собственного поражения и отсутствия стратегии.

Явка будет достаточно высокой, так как будет интрига вокруг проблемы именно с явкой. Проще говоря, повестка бойкота работает на явку. Отнятый от явки процент неизбежно обернётся двумя процентами к явке. Придёт молчаливое большинство, которое трудно было мобилизовать как-то иначе. Если же бойкот не станет повесткой, то его эффективность составит 1-2 процента. Математически замерено на Свердловской области, где его эффект оказался в районе статистической погрешности.

Опасность тактики бойкота в разочаровании очарованных. Точнее, в том, что эта тактика толкает «очарованных» на радикальные действия по отношению к самим себе. Жизнь, будущее, семья на шкале ценностей могут уступить место политическому безрассудству. И это очень страшно.

Собирать деньги на бойкот? Много более проблемно, чем на позитивную кампанию. И это понятная грядущая трудность. Ещё не поздно соглашаться на поддержку кого-либо из тех, кого ЦИК и АП пропустят. А там будут вполне нормальные кандидатуры.

То есть имеет смысл поменять тактику признания поражения на стратегию борьбы. Но вероятность этого стремится к отрицательным величинам. Слишком много ошибок стратегического характера сделано за последние месяцы.