Тагильчанин Павел Волков провёл в мятежной Украине почти два месяца, побывал в Киеве и Крыму. Всё, что видел, фотографировал. Сегодня он возвращается в Питер, где живёт и работает фотокорреспондентом для нескольких изданий. Паша поделился впечатлениями от поездки с журналистом АН «Между строк» и рассказал, как изменились его взгляды на жизнь под влиянием Майдана.
- Для чего ты поехал в Украину?
- Поехал работать, периодически высылаю фото докладываю обстановку пишу тексты, ну и плюс ко всему, большой личный интерес к происходящему, ситуация сложная и масштабная, хочу понимать ее изнутри, а не с экрана телевизора. Уехал в конце января, возвращался домой на неделю, после событий 18-19 февраля, снова полетел в Украину.
- Какая сейчас обстановка в стране?
- На сегодняшний день (беседа проходила 5 марта, прим.ред.) обстановка в городах спокойная, в Киеве на самом Майдане стычки больше не происходят (потому что практический не с кем), люди постепенно разъезжаются по домам, в Симферополе были конфликты с крымскими татарами, на данный момент конфликты закончились, в остальных городах Крыма (Керчь, Бахчисарай, Севастополь) местные граждане выражают недовольство в связи с присутствием вооруженных военных без опознавательных знаков, не признающих свое причастие к какой-либо стране. Они блокируют военные части Крыма и блок-посты.
- А, по-твоему, эти военные без опознавательных знаков – российские?
- Да, с одним вчера удалось поговорить, многие уже сами этого не скрываю что они из России, и появилась техника с номерами РФ.
- Как в Украине относятся к русским?
- За все мое пребывание я никогда не скрывал что я русский и что я журналист, ни на Майдане, ни в Крыму негативного отношения не заметил, максимум слышал упреки в сторону русских СМИ «что вы, мол, неправду говорите, делаете из нас фашистов». Ну и негативное отношение к Путину из-за вмешательства в ситуацию и дружбу с Януковичем.
- Обсуждал с местными политику? Какие настроения в Крыму? Они действительно хотят присоединиться к России?
- С местными, да и собственно со всеми другими, с кем приходится общаться, обсуждаем только политику, причем все время, порядком уже поднадоело. Очень много мнений и версий по поводу каких-то моментов. В Крыму настроения прорусские, люди заявляют, что хотят в Россию и не хотят иметь дело с нынешней властью в Киеве, считают всех причастных к Майдану за фашистов и бандитов.
- В России общество разделилось – одни рады, что появилась возможность воссоединиться с территорией, которая исторически была «нашей», другие не одобряют действия президента и считают, что это развязывание войны никому не нужно. Самим украинцам нужна помощь «старшего брата», имею в виду России?
- В Украине общество сейчас жестко разделено на 2 стороны. Те, кто за Майдан, против какого-то вмешательства России в дела Украины, наоборот они побаиваются ввода войск и развязывания войны, которая приведет к новым жертвам. Вторая сторона не поддерживает Майдан, они считают, что власть захватили бандиты и экстремисты, боятся, что легионы фашистов приедут в Крым устраивать беспорядки и жечь шины, поэтому просят помощи у Путина.
- Ты застал бои на Майдане? Расскажи, что ты видел, твои впечатления.
- В самые большие бойни я не попадал, застал много точечных конфликтов, но даже в таких перепалках летели пули и погибали люди. В завершение всего, перед тем как начали выводить ВВ и «Беркут», рядом со мной снайпер убил человека попаданием в шею, парень просто стоял, ничего не делал и словил пулю непонятно за что. Осознание того, что на его месте спокойно мог оказаться я, жизненного позитива не прибавило, мягко говоря.
- Я встречала информацию, что там всем «рулили» агрессивно-настроенные мусульмане, что были крики «Аллах Акбар», чёрные флаги с арабской вязью. Ты видел что-то такое?
- Я видел православных и католических священников на баррикадах. Они таскали шины и брусчатку, давали благословление на бой и на победу, помогали раненым, отпевали убитых. Никаких «Аллах Акбаров» и моджахедов я нигде ни разу не видел.
- Вообще, эта поездка как-то изменила твоё отношение к братскому народу?
- Эта поездка поменяла многое во мне и мое отношение ко многим вещам, я пока не могу дать точную формулировку этим изменениям, осмыслять их я буду уже дома, в Питере. До этого я мало общался с украинцами, теперь у меня есть друзья в Киеве и Крыму, которым я очень благодарен.
Фотографии Павла Волкова из Крыма
Фотографии Павла Волкова из Киева
Беседовала Наталья Вахонина