Альтернатива есть — не воевать, а работать
15 мая — Международный день сознательных отказчиков от военной службы. Он был утверждён в 1981 году на съезде отказчиков в Копенгагене. В 1979 году в Брюсселе на съезде представителей объединений и групп из разных европейских стран, отстаивающих права людей на отказ от военной службы по убеждениям, образовалась «зонтичная» организация Европейское бюро по сознательному отказу, рабочим органом которого стал Международный секретариат.
Целью организации была, с одной стороны, поддержка тех, кто был заключён в тюрьмы за отказ от военной службы. С другой стороны, принятие таких международных соглашений, которые бы обязывали государства гарантировать право на отказ от военной службы по убеждениям и всячески продвигать реализацию этого права. С 1998 года Европейское бюро участвует в работе различных институтов Совета Европы.
Сознательный отказ от военной службы — перевод общепринятого в европейских языках выражения conscientious objection (СО). В русском языке больше распространено выражение «отказ от военной службы по убеждениям». Мало кто знает, но в Конституции РФ 1993 года право гражданина на отказ от военной службы по убеждениям закреплено в ч. 3 ст. 59: «Если убеждения не позволяют вам служить в армии, то закон даёт вам право пройти Альтернативную гражданскую службу». В 2002 году был принят федеральный закон 113 «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу в 2004 году.
Российские милитаристы, в которых в нашей стране никогда не было недостатка, нередко поднимают как знамя имена военачальников Ушакова и Суворова (славного, кстати, не только под Очаковом и Измаилом, но и «антитеррористической операцией» против Емельяна Пугачёва). Но миротворцам есть что ответить поклонникам искусства воевать, есть кого противопоставить. Вряд ли кто рискнёт назвать великого русского писателя Льва Толстого «врагом России» или «западным наймитом», как привыкли клеймить так называемые патриоты современных российских антимилитаристов. Толстой — слава России. А между тем никто горячее его не разоблачал военный патриотизм. Яснополянский старец, которого читали и к которому прислушивались всей Россией и всем миром, твёрдо, на протяжении десятилетий защищал право на отказ от военной службы.
Но чтобы претендовать на альтернативную военную службу, вовсе не обязательно быть толстовцем. Отвергая военную службу, человек может основываться не только на философско-этическом учении о ненасилии. Службе в армии может противоречить убеждённость в неразрешимости современных конфликтов силовым путём, в возможности и необходимости политических методов урегулирования, в исчерпанности и несовременности языка войны.
Политическим будет отказ от военной службы по глубокому убеждению в необходимости полной отмены призыва и создания профессиональной армии. Если гражданин считает призывную армию не отвечающей интересам обороноспособности, он вправе, руководствуясь этим своим убеждением, предпочесть альтернативную службу.
Для меня лично из всех нарушений индивидуальных прав в смешанной экономике худшим является военный призыв. Это полное аннулирование прав. Призыв отрицает фундаментальное право человека — право на жизнь — и устанавливает фундаментальный принцип этатизма: что жизнь человека принадлежит государству и что государство может предъявить на неё права, обязав человека пожертвовать собой в бою. Как только мы соглашаемся с этим принципом, остальное становится делом времени.
Если государство может принудить человека рисковать быть убитым или искалеченным на войне, объявленной по государственному усмотрению, ради целей, которые человек, возможно, не одобряет или даже не понимает, если его согласие не требуется, чтобы обречь его на невыразимые мучения, — это значит, что права отрицаются государством как принцип и что государство более не является защитником человека. Просто больше нечего защищать. Я не возражаю против гражданской службы, так как понимаю, в каком сложном положении находится социальная сфера, другие важные хозяйственные отрасли, и готов работать для общего блага. Поэтому я выбрал альтернативную гражданскую службу.
Сегодня в рамках социально значимого проекта «Право на альтернативу» пермской благотворительной организации «Мемориал» я оказываю правовую помощь таким же ребятам, которые, в силу своих убеждений, хотят служить альтернативно. Работа по проекту «Право на альтернативу» продолжается в Свердловской и Кировской областях, в Пермском крае, в республиках Марий Эл, Татарстан и Чувашия. Также активно занимаются альтернативной службой сторонние организации, например «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и «Движение сознательных отказчиков». Будем рады видеть всех в наших рядах.