За что критики обругали скандинавский нуар
23 ноября российские кинотеатры наполнились снеговиками, саспенсом и детективными расследованиями: с этого числа в прокат вышел фильм «Снеговик» Томаса Альфредсона, снятый по одноимённому бестселлеру Ю Несбё. Шведский режиссёр, прославившийся в 2008 и 2011 сильными экранизациями «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон!», в этот раз постарался передать всю прелесть скандинавского нуара, которым пестрит каждое произведение норвежского писателя.
Удалось ли Альфредсону добиться успеха, подобного тому, что был в случае двух предыдущих картин? Все кинокритики в унисон кричат: «Нет!» Новинку кинематографа хейтят все кому не лень. На Rotten Tomatoes только 12 из 148 рецензий отзываются о фильме положительно, на «Кинопоиске» — три положительных отзыва против восьми отрицательных. Рейтинги у фильма везде крайне низкие: ни российская, ни зарубежная общественность не приняли его тепло, дав ему лишь примерно 5 с лишним баллов из 10 (на IMDb — 5,2, на «Кинопоиске» — 5,7). Можно сказать, что фильм оказался провальным и время на него тратить не стоит.
Главной проблемой фильма является его несоответствие оригиналу, и это многих коробит. С таким аргументом против «Снеговика» сложно поспорить: увидев, к примеру, «Оно» 2017 года от Мускетти, я тоже долго плевался и возмущался, считая новоиспеченный хоррор полностью коверкающим такую захватывающую и необычную книгу Стивена Кинга. Отсутствие аутентичности первоисточнику — серьёзный просчёт, который вынудил фанатов Несбё (а они, как правило, идут смотреть картину первыми) ополчиться против Альфредсона и его нового детища. К числу минусов относят также плохую игру актёров, не раскрывающую характеры персонажей, ужасный и неуместный саундтрек, отсутствие интриги и многое другое. Кажется, что Альфредсону и его команде хотят приписать всех грехи мира, если бы это было возможно.
На деле фильм сам по себе не так плох. Не пытаясь его как-то оправдать перед фанатами Несбё (я и сам нередко придираюсь к экранизациям, подмечая любой недостаток), хочется отметить, что «Снеговик» — добротный детектив, возможно, без особенностей и фишек, принадлежащих оригиналу, но с вполне интересным и не позволяющим скучать сюжетом. В фильме хороший каст актёров: собрать под «одну крышу» Вэла Килмера, который, кстати, предстал в необычном амплуа, Дж. К. Симмонса, Тоби Джоунса, Майкла Фассбендера дорогого стоит. Также стоит отметить качественный саундтрек и прекрасные, атмосферные пейзажи Норвегии. Мне не приходилось ещё читать ни «Снеговика», ни других книг из цикла про детектива Харри Холе, поэтому сложно оценивать фильм объективно, со всех сторон. Однако если постараться максимально абстрагироваться от довлеющего первоисточника, то «Снеговик» предстаёт самостоятельным хорошим кинофильмом.
Да, наверное, много важных моментов из книги опущено. Да, актёры отыгрывают совершенно других персонажей. Да, фильм превращается в классический детектив вместо нуарной картины, полной самокопаний Харри Холе и его попыток выйти из очередного кризиса. Но ленту всё это не портит. Наоборот, вызывает интерес к творчеству Несбё, который до недавних времён не был известным писателем в широких российских кругах. Лично у меня точно появилось желание подробно изучить и прочитать весь цикл детективных историй про норвежского гения дедукции.
Непросто закрыть глаза на минусы фильма, с этим не поспоришь. Но сложно назвать его именно провальным. Он, скорее, просто сделан наспех, о чём говорил и сам Альфредсон. По этой причине сюжетное полотно скомкано, а персонажи нераскрыты, что не означает, что фильм полон логических дыр и совершенно непонятен зрителю. Да, хронометраж не вместил в себя все семейные и личные проблемы главного героя. Но всё-таки картина расставляет по местам все роли, сразу становится понятно, кто приходится бывшей женой, кто сыном, кто коллегой. Единственно огорчает то, что авторы фильма уделили мало внимания именно расследованию, «разгадыванию головоломок». В зачатках это всё есть, но дальше каких-то поверхностных выводов детектива о нетривиальности криминального происшествия оно не уходит. И да, не совсем понятна роль, исполненная Килмером: флешбэки с ним эффектны, но малопонятны. К слову, такие моменты были и в фильме «Шпион, выйди вон», который кинокритики сейчас приводят в пример. Стопроцентного соответствия роману нет и в этом кинофильме, из-за чего порой приходится при просмотре что-то додумывать самому или самостоятельно разбираться, чтобы понять всю суть происходящего. Всё это наводит на мысль, что «Снеговик» обругали за компанию.
Саундтрек всё-таки вышел хорошим. Помимо хороших композиций от Марка Белтрами, в фильме много песен шведских, исландских — в общем, северных исполнителей. Ну а «Popcorn» от Hot Butter, несмотря на позитивный лад, наводит даже какой-то ужас…
Итак, советуют обязательно посмотреть картину «Снеговик». Если вы, конечно, не ярые фанаты Несбё, тогда фильм точно не зайдёт (как это было у меня в случае с новым «Оно»). Последним можно только пожелать дождаться сериала, который, я уверен, появится и раскроет всю прелесть скандинавского нуара Несбё в полной мере.