Знакомство с Екатеринбургом: заповедник конструктивизма
Почти все специалисты в области архитектуры и историки отмечают, что во всём мире существуют всего три города, облик которых был сформирован архитектурными проектами в конструктивистском стиле. Это индийский город Чандигарх, столица Федеративной Республики Бразилия Бразилиа и наш Екатеринбург.
Правда, если Чандигарх строился на новом месте «с нуля» по проекту одного архитектора Ле Корбюзье, а Бразилиа – по проектам двух зодчих Лусио Коста и Оскара Нимейера, то Екатеринбург перестраивался по проектам более чем двух десятков архитекторов, принадлежащих к трём архитектурным школам: томской, московской и петербургской. Да и свой новый облик столица Среднего Урала обрела на 20-30 лет раньше, отчего за Екатеринбургом закрепилось неофициальное название «заповедника конструктивизма».
После окончания Гражданской войны в Стране Советов наступило время больших перемен. Коллективизация, индустриализация и масштабное гражданское строительство становятся приоритетными направлениями в долгосрочных планах развития молодого государства, а советская идеология проникает в самые различные сферы как народного хозяйства, так и частной жизни граждан. «Новому человеку – новую архитектуру!», «Освобождённые трудящиеся должны жить в домах, освобождённых от пережитков старой жизни!», «Новое время рождает новые архитектурные формы» – типичные заголовки статей в советской печати начала 20-х годов, в которых поднимались вопросы поиска новых форм в архитектуре. Одними из первых свои услуги новой власти предложили архитекторы-авангардисты, работавшие в мало популярном в те времена стиле конструктивизма.
Конструктивизмом называют направление в архитектуре, получившее развитие после окончания Первой мировой войны в связи с развитием индустриализации, внедрением новых типов жилых и промышленных зданий. Его основные черты – функциональная целесообразность, геометрическая чёткость объёмов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления (так называемые «ленточные» окна). Конструктивизм требовал в архитектурных сооружениях рациональности форм, а также функциональной и конструктивной целесообразности. Для конструктивистских построек были характерны простота конструкции, предельное упрощение формы и контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления. В целом при функциональном подходе к формообразованию конструктивисты делали упор не на утилитарной функции сооружения, а на его социальной функции и считали первостепенной задачей современного архитектора «организацию новой жизни человека новой формации». В советской архитектуре конструктивизм получил наибольшее развитие в 20-х годах ХХ века и занимал господствующее положение до начала 30-х годов.
Если в Европе и Америке в 20-х годах прошлого столетия конструктивистов особо не жаловали и мода на этот архитектурный стиль пришла туда только 30 лет спустя, то в советской России было всё иначе. Власть признала конструктивизм единственно верной пролетарской архитектурой и щедрой рукой предоставляла архитекторам-авангардистам все условия для воплощения в жизнь их проектов. Начиная с 1922 года один за другим появляются различные союзы и общественные организации конструктивистов и авангардистов: «Левый фронт искусств», АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), ОСА (Объединение современных архитекторов), ВОПРА (Всесоюзное объединение пролетарских архитекторов) и другие. В то же время многие известные архитекторы-конструктивисты получают проектные мастерские, бюро и даже архитектурные институты. Имена таких зодчих той эпохи, как Александр и Виктор Веснины, Моисей Гинзбург, Андрей Буров, Яков Корнфельд, Георгий Орлов, навсегда вписаны в историю русской, советской и мировой архитектуры.
Первыми городами, где в 20-х годах начали реализовываться проекты советских конструктивистов, стали Москва, Петроград и Екатеринбург, ставший в 1923 году культурно-административным центром Уральской области. В 1924-м его переименовали в Свердловск.
Своеобразным сигналом к «нашествию» в Свердловск архитекторов-конструктивистов стало выступление секретаря Уральского бюро ЦК РКП(б) М. Харитонова, который заявил:
«…Мы переименовали этот город, дав ему имя пламенного революционера товарища Якова Свердлова. Мы дадим улицам этого города новые, пролетарские названия и построим на этих улицах новые, пролетарские дома и учреждения…»
И вскоре, а точнее месяц спустя, председателю Уральского облисполкома Сулимову из Москвы пришла телеграмма, в которой его просили «обеспечить проживанием и фронтом работ» первую группу архитекторов, которую направили на Урал из Ленинграда.
Несмотря на нехватку денег, правительство СССР нашло возможность профинансировать реконструкцию ряда крупных городов и областных центров. В Свердловск были направлены не только финансовые, но также строительные и кадровые ресурсы. По заданию Свердловского горсовета, Президиума Совета Горплана, Горкомхоза и Уралплана Уральским областным проектно-планировочным бюро в кратчайшие сроки было начато составление плана перепланировки и реконструкции города, получившего в дальнейшем название «Большой Свердловск». В основу плана были положены проекты жилых домов, гражданских учреждений и промышленных предприятий, разработанные архитекторами-конструктивистами Голосовым, Гинзбургом, Фридманом, Буровым (Москва); Домбровским, Антоновым, Соколовым, Голубевым (Ленинград); Рейшер, Смирновым, Балашкиной, Захаровым (Томск); проектным бюро братьев Весниных, а также свердловскими архитекторами Бабыкиным, Валенковым, Тумбасовым и Глушковым. И хотя разработка плана «Большой Свердловск» была закончена только осенью 1930 года, строительство новых зданий в городе началось уже весной 1925-го.
Начали реконструкцию Свердловска с возведения ряда административных зданий, проекты которых были созданы с учётом основных положений конструктивистского течения: функциональность, лаконизм форм, минимальное использование элементов декора.
В 1925 году по проекту основателя уральской архитектурной школы Константина Трофимовича Бабыкина были построены здание Товарной биржи и отделения Промбанка, гостиница «Ярмарком».
Здание Товарной биржи и отделения Промбанка
Правда, если быть точнее, здание Товарной биржи начали строить ещё в 1916 году, но так и не закончили из-за начавшихся революционных событий. В 1925-м Бабыкин предложил закончить «долгострой», придав строению модную конструктивистскую внешность. Товарная биржа просуществовала до 1930 года. Затем в здании был открыт универмаг, переименованный позже в «Пассаж», который стал крупнейшим торговым центром того времени. Поездки в «Пассаж» были настоящим праздником для свердловчан. Довольно часто здесь можно было попасть на распродажи импортных товаров, более качественных, чем отечественные.
В 1929 году рядом со зданием биржи по проекту архитектора Домбровского был разбит сквер, который в ранее постсоветское время получил прозвище «Плита». Здесь часто собиралась неформальная молодёжь, продавали диски, сувениры, коллекционные товары, книги, картины.
Бывшая гостиница «Ярмарком»
Не совсем понятное для современных жителей Екатеринбурга название «Ярмарком» было сокращением от названия организации, появившейся в Свердловске в период расцвета НЭПа – Ярмарочный комитет. В этот период ярмарки становятся не только формой торговли, но и развлечения. Ярмарочный комитет занимался не только организацией торговли продукцией артелей кустарей, частных предпринимателей и крестьян, но и приглашал артистов, которые развлекали своими выступлениями посетителей ярмарок. Безусловно, такая организация, как «Ярмарком», нуждалась в собственной гостинице. В наши дни в здании бывшей гостиницы «Ярмаркома» расположен Институт травматологии и ортопедии имени Чаклина...
В 1926 году было начато строительство здания Промбанка по проекту архитектора Григория Самарьевича Гурьева-Гурьевича, возглавлявшего в те годы проектное бюро треста «Стандартстрой». Строилось здание специально как банк, но по окончании строительства его волевым решением «сверху» передали под иные государственные учреждения. Жителям Екатеринбурга оно знакомо под именем «Деловой дом».
Деловой дом (первоначально здание Промбанка) (фото 30-х гг.)
Это четырёхэтажное здание имеет десять уличных и десять дворовых входов, при этом только одна – центральная – лестничная клетка была оснащена лифтом, что было крайне неудобно для служащих «Делового дома» и его посетителей. Построен «Деловой дом» был всего за два года: в 1928 году состоялось его открытие.
Одновременно с «Деловым домом» строилась и гостиница «Центральная» – первая в городе действительно большая гостиница, рассчитанная на 250 номеров и оснащённая лифтом. На первом этаже гостиницы были размещены столовая, читальный зал, ванные комнаты, парикмахерская, магазин и справочное бюро. Жилые комнаты – номера – находились на этажах со 2-го по 5-й.
Гостиница «Центральная» (фото 40-х гг.)
Автором проекта гостиницы был архитектор Владимир Дубровин. Проект отличался небывалым размахом: бетонные колонны, высокие потолки, украшенные лепниной, широкие мраморные лестницы с ковровыми дорожками, необычайного размера люстры, огромные зеркала, фонтаны. Гостиница, построенная всего за два года на перекрестке улиц Розы Люксембург и Малышева, открылась 15 февраля 1928 года. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны в связи с наплывом большого числа эвакуированных гостиница «Центральная» была перестроена в жилой дом с коммунальными квартирами. При этом весь гостиничный интерьер не был демонтирован, а в комнатах коммуналки оставалась роскошная гостиничная мебель. В 1946 году коммуналка была ликвидирована, и после ремонта гостиница вновь заработала в довоенном режиме.
Гостиница «Центральная» (фото 70-х гг.)
В 1928 году Свердловск получил ещё одно здание, построенное по конструктивистскому проекту, – здание Госбанка. Точнее, это опять была «глубокая» реконструкция отделения Русско-Азиатского банка. В 1917-м все активы банка, включая здания его филиалов по всей стране, были национализированы и переданы в управление Государственному банку Российской Республики. Построенное в 1913 году Екатеринбургское отделение Русско-Азиатского банка было сравнительно небольшим и не совсем удобным, и поэтому сразу после окончания Гражданской войны встал вопрос о его реконструкции.
Бывший Русско-Азиатский банк. Государственный банк РСФСР. Архитектор К. Т. Бабыкин (фото 2000-х гг.).
Разработку проекта реконструкции здания решили поручить автору оригинального проекта – архитектору Константину Трофимовичу Бабыкину. Согласно новому проекту, у здания появился ещё один этаж и был добавлен новый трёхэтажный объём со стороны южного фасада, благодаря чему строение приобрело черты конструктивизма.
В 1926-1927 годах на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург были построены общественные бани по проекту архитектора Вениамина Дмитриевича Соколова, ставшего впоследствии ведущим архитектором Свердловска и руководителем архитектурной мастерской облисполкома. К слову, проект оказался таким удачным, что впоследствии был переведён в разряд типовых...
Здание общественных бань. Архитектор В. Д. Соколов (фото 2000-х гг.).
В начале 20-х годов население Екатеринбурга стало стремительно расти. В город из деревни на заработки устремились разорённые продразвёрсткой крестьяне. Сюда в надежде найти работу ехали люди из других регионов страны. Поэтому начиная с 1927 года, наряду со строительством госучреждений, промышленных зданий и окружающих их соцгородков, в городе начинают строиться отдельные жилые дома и даже целые жилые кварталы. Основная отличительная черта таких построек – расположение на первых этажах жилых домов бытовых комбинатов, прачечных, столовых, магазинов и даже детских садов и яслей. В подвалах строили локальные котельные, создавалась собственная, обычно огороженная территория, где устраивали детские площадки, зоны отдыха, разбивали скверы.
Так, в 1927-1929 годах по проектам Сигизмунда Владиславовича Домбровского были построены четыре жилых комплекса, так называемые 1-й, 3-й, 4-й и 5-й «Дома Горсовета». 2-й «Дом Горсовета» был построен в 1928-1931 годах по проекту других известных архитекторов-конструктивистов – братьев Александра и Виктора Весниных.
2-й «Дом Горсовета». Архитекторы А. А. и В. А. Веснины (фото 2000-х гг.)
1-й «Дом Горсовета», построенный в 1927-1928 годах в историческом центре города, на пересечении улиц Толмачёва, Пушкинской и проспекта Ленина, стал первой секционной пятиэтажкой Свердловска.
1-й «Дом Горсовета». Архитектор С. В. Домбровский
На заднем плане – 1-й «Дом Горсовета», на переднем плане – жилой дом треста «Уралэнерго»
2-й «Дом Горсовета». Архитектор С. В. Домбровский (фото 30-х гг.)
В разработке проекта 5-го «Дома Горсовета» принимал участие архитектор Владимир Дубровин. Квартиры в этих домах сдавались в основном совслужащим, инженерно-техническим работникам предприятий, а также ударникам труда. Квартплата составляла около 50 рублей. В неё входила оплата аренды жилья, плата за отопление, воду, канализацию, за пользование прачечной, парикмахерской, мастерской по ремонту верхней одежды и обуви. Плата за ясли и детский сад взималась отдельно и составляла от трёх до четырёх рублей.
5-й «Дом Горсовета». Архитекторы С. В. Домбровский и В. В. Дубровин (фото 30-х гг.)
В годы строительного бума первых пятилеток конструктивистам удалось реализовать в Свердловске свои самые смелые проекты. В результате за период с 1925 по 1937 год в городе было построено более 140 (!) конструктивистских строений, занимающих в ряде случаев целые кварталы, как, например, так называемый «Городок чекистов».
«Городок чекистов» (фото 1950-х гг.)
«Городок чекистов» (снимок с вертолёта 1979 г.)
Довольно интересен и жилой комплекс, получивший название «Дом Уралоблсовета», расположенный по адресу улица Малышева, дом № 21. Он был возведён по типовому проекту, разработанному в 1928 году в московской архитектурной мастерской № 12 группой архитекторов под руководством Моисея Гинзбурга в процессе исследовательской работы над проблемой жилища нового типа. Проект был экспериментальным и создавался для отработки стандартов индустриального домостроения.
Жилой комплекс «Дом Уралоблсовета». Архитекторы Гинзбург М. Я., Пастернак П. А. и Прохоров С. Л. (фото 40-х гг.)
Жилой комплекс «Дом Уралоблсовета» (фото 2000-х гг.)
Отличительной особенностью проекта являлись экономичность, максимальное уменьшение материальных затрат за счёт уплотнения площадей, обслуживающих помещений и их высоты. Весь комплекс состоит из четырёх 6-этажных жилых корпусов и пятого 8-этажного.
В лучших традициях конструктивизма был спланирован и район Уралмаш, где роль главной линии играл проспект Машиностроителей. И здесь «экспансия конструктивизма» тоже видна на каждом шагу: Дворец культуры УЗТМ (архитекторы В. Парамонов и М. Рейшер), заводоуправление «УЗТМ», «дом-пила» и «Дом Техучёбы» (архитектурное бюро Петра Оранского), школа № 22 (архитекторы П. Оранский и Б. Шефлер) и, конечно же, легендарная «Белая башня» Моисея Рейшера.
«Дом Техучёбы» (фото 1934 г.)
Школа № 22 (фото 1958 и 2013 гг.)
Водонапорная башня УЗТМ – «Белая башня» (первое фото сооружения 1932 г.)
Завершение разработки плана «Большой Свердловск» осенью 1930 года положило конец бессистемной застройке улиц города. В протоколе заседания Президиума Свердловского горсовета от 25 октября 1930 года говорится:
«…На ближайший период лет, в условиях строительства социалистического хозяйства и в соответствии с этим изменяющихся форм труда и трудовых отношений, считаем крайне необходимым поставить перед планировкой города следующие задачи:
1. Город должен быть так построен, чтобы он стимулировал и организовывал весь распорядок жизни, труда и производства, культуры, физического и умственного развития и воспитания, бытового уклада, способов отдыха и развлечения, максимального развития личности.
2. Уничтожить уродливые формы старого капиталистического города с узко-индивидуалистическими условиями быта и, по мере возможности, в условиях переходного периода и состояния экономики максимально внедрять коллективизацию бытовых отношений.
3. Прекратить стихийный рост и внеплановую застройку города, подчинив строительство сознательному, организованному размещению вещей…»
Строительство зданий, в том числе и ведомственных, не включённых в план застройки, было запрещено, а на завершение «внеплановых» зданий, возведение которых началось в 1928-1930 годах, было отведено пять лет.
В 1930 году было завершено строительство Дома печати, где расположились типография и редакции газет «Уральский рабочий», «Свердловский рабочий», «На смену!», и Клуба совторгслужащих (Дом культуры «Профинтерн») на перекрёстке улиц Володарского и Антона Валека. В 1933 году – Клуба строителей, а ещё год спустя завершилось строительство Клуба физкультурников «Динамо» и здания Главпочтамта.
Дом печати (фото 30-х гг.)
Дом печати. Типография и редакция «Уральского рабочего» (фото 1985 г.)
Клуб совторгслужащих на улице Володарского (фото 1970 г.)
Вид на территорию Клуба физкультурников ДСО «Динамо»
Южный павильон Клуба физкультурников «Динамо» (фото 1934 г.)
Здание Главпочтамта (фото 2000-х гг.)
И хотя в городе ещё продолжалось строительство «Городка чекистов», шла застройка района Уралмаш, конструктивизм уже начал сдавать позиции «сталиансу». Чувствуя эту тенденцию, из Свердловска начали уезжать столичные архитекторы. Группа Моисея Гинзбурга была переведена в Наркомтяжпром и поехала проектировать соцгородки в Нижний Тагил. Братья Веснины со своими архитектурными бюро получили правительственный заказ на проектирование застройки Котельнической набережной в Москве и ещё ряда объектов.
Тем не менее практически все конструктивистские проекты жилых, административных и промышленных зданий, которые планировали построить в Свердловске, были реализованы. Подавляющее большинство из них в настоящее время являются объектами культурного наследия, охраняются государством и содержатся в удовлетворительном состоянии. К некоторым из них мы ещё вернёмся в дальнейшем.