Кому не хватало культурно-спортивного кластера, НАТЕ!
Повсеместное строительство новых спортивных объектов в городах. Еще больше, еще дороже, еще кластер! Какие проблемы решает строительство таких объектов? Безусловно, вливание в замкнутую городскую экономическую систему, создание рабочих мест, благоустройство территории.
Подробнее:
1. Вливание в экономику – только на этапе строительства, при условии заключения контракта с местным застройщиком и с местным персоналом соответственно. Еще одна особенность строительства «особо важных» объектов, за ведение которых власти муниципалитетов «отвечают головой», – проверенный генеральный подрядчик. Такие подряды разыгрываются одним огромным лотом, что исключает попадание в конкурс малых строительных организаций и частных предпринимателей. С одной стороны, заказчик максимально страхует риски, с другой – малый бизнес остается без заказов и вынужден подбирать крохи от контракта в лучшем случае.
2. Рабочие места. На примере похожих проектов, исходя из стоимости проекта/количества новых рабочих мест. ФОК «Президентский» на основе открытых данных (https://vk.cc/5EfAOS): 649 млн рублей/110 мест = 5,9 млн рублей на создание каждого рабочего места. Просто примем это, как данность, нормальная математика для инвестиций в территорию со стороны государства. Для сравнения возьмем еще один официальный документ (https://vk.cc/5Es2lA) – Постановление о создании ТОСЭР «Краснотурьинск», свежачок! Потенциальным инвесторам предлагается инвестировать минимальную сумму от 5 млн рублей, при этом необходимо создать 20 рабочих мест (250 тыс. рублей за место). Можно вспомнить про гранты в 300 тыс. рублей, которые недавно раздавались Фондом поддержки предпринимателей, 300 тыс. рублей и 3 рабочих места.
3. Благоустройство территории. В случае с насущным кластером, вместо заброшенного пустыря мы получаем социально-культурный объект. Про пустыри, в которые медленно, но верно превращаются пространства дворов и многочисленные не центральные общественные пространства, пока речи не идет. На обслуживание денег нет, передать в управление общественности невозможно из-за отсутствия инструментов передачи.
Я не пишу про пропаганду здорового образа жизни, хотя все эти спорткомплексы подаются населению исключительно под соусом ЗОЖ. Есть мнение, что все посетители будущего спортзала уже занимаются спортом в других местах, а новые спортсмены вряд ли появятся в городе. Явного запроса на новые спортивные объекты в городах нет, наследия предостаточно. Состояние здоровья жителей, наверное, в большей степени связано с экологией. В Нижнем Тагиле из крана течет отравленная вода, каким видом спорта мне нужно заняться, чтобы я мог без опаски пить ее? Состояние учреждений здравоохранения, а также квалификация персонала критики не терпит. Я считаю так: корневые проблемы, решения которых должны включаться в любые изменения малых городов, следующие:
1. Экология, здравоохранение, воспитание.
2. Миграция молодежи, «вымывание» человеческого капитала.
3. Формирование новой экономики в городах, долгие деньги.
4. Формирование локальных сообществ и вовлечение их в проектирование городских изменений.
5. Внятная человеко-ориентированная стратегия развития территории.
Если есть желание обсудить эти мысли, а может, и поспорить, приглашаю на встречи Центра Прикладной Урбанистики | Нижний Тагил.