О фильме «Строго на запад»
Вестерн – это жанр, вызывающий у людей следующий стереотип: фильм с морем стрельбы, крови, насилия и жестокости и с минимумом смысла. Однако на деле совершенно не так. Это подтверждает фильм «Строго на запад» (Slow West), снятый в 2015 году шотландским режиссером Джоном Маклином. К сожалению, дата выхода не дала фильму заявить о себе в полную силу, поскольку в этом же году на кинематографическую арену вышли два тяжеловеса – оскароносный для Леонардо Ди Каприо «Выживший» (The Revenant) Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight) – кровавый вестерн Квентина Тарантино. Эти два фильма просто затмили шедевр (да, думается, что это наименование уместно), снятый, что удивительно, в Новой Зеландии: просторы этой страны смогли удачно отразить атмосферу Дикого Запада.
Картина нам повествует о двух странниках – шотландце-романтике голубых кровей и ирландце-цинике. Оба идут к определенной цели, оба достигают, но не того, что хотели, и оба переживают инициацию, перерождение – последний элемент в фильме особенно важен. Для обоих инициация завершается болезненно, критично. Она же их и роднит. Грубо говоря, нутро каждого частично перемещается от одного к другому: так, персонаж Майкла Фассбендера приобретает черты юного шотландца (Коди Смит-МакФи) и наоборот. Одному придется научиться любить, другому – убивать. Звучит довольно сентиментально и банально, но когда данный процесс разворачивается перед зрителем в полной мере, начинаешь понимать, что выбранный Маклином курс оказался очень удачным и верным. Такая постановка проблемы моментально связывает нас с «Мертвецом» Джима Джармуша: там герой тоже весь фильм переживает инициацию и платит за нее горькой ценой. И все же здесь, несмотря на оригинальное название «Медленный запад», есть свой темп, и он не такой растянутый, как в фильме Джармуша. Фильм вообще можно сравнить с мифом: такова особенность его повествования. В картине есть даже немного места мистическому и чудесному.
Сюжет, немного простой, сдобрен хорошим юмором, интересными персонажами и даже некоторыми отсылками. Касательно шуток, то их полно на каждом шагу, то есть в каждом кадре. Проходя с героями к заветной цели, мы не один раз встретим кучу забавных историй, моментов, персонажей, которые будто бы сошли с картин Братьев Коэн. Моменты с солонкой или с антропологом-этнологом, оставившим юному герою утренний сюрприз, стоят многого. Персонажи также доставят удовольствие: здесь можно встретить и священника-киллера, и юную красавицу, стреляющую не хуже всех известных стрелков вестернов, и трио негров с песней о любви и говорящих на французском. Что же касается отсылок, то здесь мы можем увидеть и пиджак с дырой от пули в сердце (уже упомянутый «Мертвец» Джармуша), и ясное сходство Фассбендера с молодым Клинтом Иствудом, в свое время игравшим великолепных вестерн-героев (его образ даже вдохновил С. Кинга написать «Темную Башню» – излюбленную для многих серию романов).
Следует отметить визуальную часть фильма: жестокие реалии Дикого Запада, снятые в Новой Зеландии, можно считать вершиной эстетики в жанре вестерна. Леса, ущелья, горы, небольшие лавочки и дома – все это отображено великолепно и визуально роскошно. Цветовая палитра в картине совершенно не типичная для вестернов, как таковых. В фильме много ярких красок, подобное можно вспомнить разве что в «Джанго Освобожденном» К. Тарантино, в котором пейзажи вносили определенное разнообразие цвета в вестерны. Наличие такой эстетики в фильме говорит о том, что его нужно не только понимать, но и созерцать, попытаться еще и увидеть важную суть, заложенную в фильме. Благо, темп кинофильма это позволяет.
Конечно же, как и в любом добротном вестерне, в «Строго на запад» не обошлось и без перестрелок. Финальная «мясорубка» может смело посоревноваться и с размахом Тарантино (правда, не фонтанами крови). Но эти моменты в фильме не центральные, не главные. Превалирует над всем здесь повествование, несущее в себе созерцание и простоту интонации (все-таки вникать в тему инициации, как в «Мертвеце», здесь не нужно). При этом фильм не уходит в морализаторство, давая возможность зрителю отдохнуть и насладиться происходящем на экране.
Если говорить о ренессансе вестерна, происходящем в наши дни, то данный кинофильм – один из удачных вариантов этого процесса. Фильм с хорошим юмором, живыми и запоминающимися персонажами, серьезной начинкой способен избавить этот многострадальный жанр от клейма поверхностности, которое всегда стремятся поставить противники хорошего приключенческого кино.