Секретные материалы в музейных фондах

С самого детства Константин Батынков много рисовал. Но поступил в Московский институт инженеров гражданской авиации, окончив который некоторое время работал авиационным конструктором,  затем рабочим в ГМИИ имени Пушкина, был даже на раскопках в Пантикапее и всё это время рисовал. С 1978 года художник стал выставлять свои работы, а в 1983 году вступил в Союз художников СССР. В те же годы Батынков был членом знаменитой группы «Митьки». Сегодня Батынков один из самых востребованных художников современного искусства.

История, случившаяся на Урале в 1996 года стала Константина Батынкова источником для размышлений. О ней говорят и до сих пор, а имя Алёшенька стало нарицательным. Тогда, в грозовую августовскую ночь жительница посёлка Калиновый возле города Кыштым в Челябинской области одинокая пенсионерка Тамара Васильевна Просвирина услышала «зов» - «телепатический приказ». Встала и пошла к кладбищу (по другой версии к лесу), где она, будучи не совсем психически здоровой, часто собирала цветы. И там нашла маленькое существо с огромными глазами. Завернув в платок, она принесла его домой, назвала Алёшенькой и стала кормить.

Соседи, услышавшие рассказ о «сыночке», вызвали психиатрическую службу, решив, что начался рецидив. Женщину увезли. О существе, оставшемся без пропитания, вспомнили лишь некоторое время спустя те, кто, его видели, но оно уже умерло. Постепенно слухи стали распространяться. Следователь Кыштымского УВД стал расследовать дело. Мумифицированное тельце исследовали,  и, несмотря на то, что итогов как таковых быть не может, все сошлись в одном – это был инопланетянин.

Алёшенька перевернул наши представления о мире. В конце 1990-начале 2000-х годов мир стал расширяться, пришло осознание безграничности вселенной, пространств и человеческих возможностей. Мир стоял на пороге преобразований, но мир стоял и на пороге «сумерек сознания», когда выдуманные мистические истории затмевали реальность, уничтожали смысл. Для художника Алёшенька стал символом пространств и изменений.  Серия «Алёшенька. Пилоты»  хранится в коллекции Государственного центра современного искусства, откуда и были переданы в наш музей несколько листов.

Размытое, словно качающееся черно-белое изображение лишь большой головы с огромными глазами, всё время меняет форму, и речь здесь не о таинственности как таковой, а о наших собственных страхах подсознания, постоянно стоящем выборе.

Автор текста: Елена Ильина, искусствовед.

Другие истории можно найти на сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств.