Морозная стужа на картине Игоря Грабаря
Зима – это удивительно волшебное время года. Зима дарит нам невероятное предвкушение праздника, радости, чудес, исполнения желаний. Ещё зима по-особому красива и таинственна. Художники всегда подмечали её красочное разнообразие и холодное многоцветие.
В преддверии новогодних и рождественских праздников будем делиться с вами историями «зимних» и «рождественских» картин из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств!
Начнём с почти сказочной картины Игоря Грабаря «Мороз крепчает. К ночи заиндевеет». Другие истории можно прочитать на сайте «Сквозняк из прошлого»: http://histories.artmnt.ru/.
Игорь Эммануилович Грабарь.
«Мороз крепчает. К ночи заиндевеет» 1941, декабрь.
Холст, масло.
Поступление: 1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
Автор текста: Лариса Смирных – заместитель директора по хранительской работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Жизнь Игоря Грабаря со студенчества текла по «трём различным руслам – научному, литературному и художественному». Но живопись всегда оставалась для него главным интересом. С 1930-х годов Грабарь поселился в дачном посёлке художников в Абрамцеве. Приглашая к себе гостей, он с восторгом говорил о виде, который открывается с третьего этажа его дома:
«Какой русский простор… – просто дух захватывает».
Именно в Абрамцеве Грабарь находит своё пространство для созерцания, вдохновения и творчества.
Пейзаж «Мороз крепчает» написан мастером в декабре 1941 года в подмосковном, дорогом его сердцу Абрамцеве. А потом была эвакуация…
Время, проведённое в эвакуации в Грузии, только усиливает в душе Грабаря желание защитить так бесконечно родную и любимую им страну, своё Абрамцево и помочь разгромить врага. Вернувшись в 1943 году в Москву, он пишет письмо И. В. Сталину:
«… Советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей как вклад в фонд создания бронетанковой колонны "Советские художники Красной Армии"».
Грабарь стал первым художником, отдавшим собственные трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии.
Уже в самом начале творческого пути Грабаря так любимая им зимняя тема обрела одну особенность – основным её мотивом стало изображение инея. По собственным словам художника,
…работа над инеем будила в нём «живописный задор», даря «самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватало красок».
Грабарь писал иней «на всякие лады» в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день. Любил он изображать и переходное состояние в природе, так называемое «преддверие инея», предвкушая его зрелище.
Отказавшись от фрагментарности, Грабарь переходит к большему охвату пространства, втягивая зрителя в картину. Февраль… Конец зимы. Безветренная погода. На землю опускаются сумерки. Влажный, слегка прогретый за день воздух… Художник улавливает различные отзвуки голубо-синего в тенях на осевшем снегу… На первом плане прямо у края картины – нарождающаяся с колючей зеленью ёлочка, засыпанная снегом. За ней вдалеке – другая, высокая, с редкими ветвями, растущая среди стройных берёз с прозрачными лёгкими кронами. Вдали – возникающая, как мираж, темнеющаяся фиолетовым полоса леса на фоне светлого неба. Скоро похолодает… И к утру природа оденется волшебным инеем.