Краски материнской любви в творчестве Элия Белютина

Образ материнской любви, материнской нежности каждый художник передаёт по-своему. Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык – удивительно проникновенный и трогательный.

В преддверии Дня матери делимся с Вами историей его произведения «Мадонна с младенцем».

Другие истории можно найти на новом сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств: http://histories.artmnt.ru/.

Элий Михайлович БЕЛЮТИН. 1925-2012.

Мадонна с младенцем. 1964.

Поступление: 2006, в дар от автора Э. М. Белютина, Москва.

На изображении вдоль нижнего края по сырому: ely Bielutin a Jean Cassen Cw l'amour.

Автор текста: Лариса Смирных – заместитель директора по хранительской работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

1964 год… Белютин находится в опале с запрещением проявления какой-либо официальной деятельности. Это случилось ещё в 1962 году, сразу же после разгрома его студии Н. С. Хрущевым на знаменитой выставке «XXX лет МОСХа» в Манеже. Но студия продолжала жить… Выбрав независимый путь, отмеченный принципами нового художественного мышления, Белютин со студийцами активно работали на даче в Абрамцеве, ставшей центром оппозиционного официальному искусству творчества. Художники выживали вместе… Никакой надежды на то, чтобы выставить или продать картины в России не было. Но в это же время произведения Белютина экспонируются в Париже, приобретаются Национальным музеем современного искусства.

Не изменяя себе, Белютин продолжает писать, выражая свои мысли и чувства свободно, без оглядки на существующие в советском искусстве приоритеты. Всю жизнь искусство этого художника было наполнено рефлексиями христианкой веры, учащей терпению, прощению, проповедующей любовь к ближнему, дающей надежду на спасение… В 1960-е годы в творчестве Белютина появляются многочисленные образы матери с ребенком, ставшие на всю жизнь одним из главных сюжетов его произведений. В картине «Мадонна с младенцем» автор обращается к вечной для искусства теме, создавая, по сути, образ современной Мадонны-матери.

 

Изначально холст предназначался в качестве дара другу Белютина Жану Кассу, создателю и главному хранителю Национального музея современной живописи в Париже, писателю, одному из основателей французского движения сопротивления в годы Второй мировой войны. Свидетельством чему является дарственная надпись, сделанная художником на французском языке на лицевой стороне холста по сырому: Элий Белютин Жану Кассу с любовью. Но картину вывезти не удалось, она осталась в России… В 2006 году произведение было передано автором в музей.

На небольшом холсте фактурная живописная материя… Зрителю предстаёт композиция, напоминающая иконографический извод «Умиление». Не стоит искать конкретность фигур: образы составляют слившееся воедино неразрывное целое. Смело положенная и разработанная в оттенках краска живёт, дышит на поверхности картины и практически создаёт абстракцию. Присутствие образов угадывается лишь за счёт деталей, позволяющих достичь выражения всех нюансов мыслеощущений художника, которые и составляют содержание произведения. Рисунок груди, головы матери, склонившейся к сыну... Руки младенца, с доверием тянущиеся к ней…

Здесь царит гармония, любовь… Не случайно в картине так много синего, сложного – от тёмного, до лазурного и прозрачного небесного. Этот цвет издавна считался символом Богоматери, а ещё символом иного, вечного мира. Белый цвет символизирует чистоту и святость. Вообще, цвет здесь важен, как слово. Несколько красок – и создан говорящий образ. Мадонна стремится оберечь, защитить… Но возможно ли это в нашем агрессивном мире? Наверное, потому среди голубого появляется драматический тёмно-коричневый – цвет тревоги, всего временного и тленного, и серый, символизирующий неясность, небытие…

http://histories.artmnt.ru/collection/painting336