Ему было всего 11 лет. Первый портрет императорского учителя Николая Тихобразова
Николай Иванович Тихобразов известен как автор исторических картин, портретов. Он писал иконостасы, оставил после себя большое количество графических работ. Однако, несмотря на ранние творческие успехи, получение в 1852 году звания профессора, творчество Тихобразова не стало известным в русском искусстве. Стремление освоить многие жанры и виды искусства, разные техники не принесло ему успеха, он не смог выработать собственной манеры.
Сведений о нём сохранилось мало. Известно, что происходил он из небогатой семьи, в которой не хватало материальных средств для обучения мальчика художественным искусствам. Лишь в 17 лет он поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Желая посвятить себя исторической живописи, Тихобразов выбрал класс профессора П. В. Басина, занимался и у К. П. Брюллова, зарекомендовав себя как способный ученик и за свои успехи получив две серебряные медали и второстепенную золотую. В 1845 году он окончил академию с большой золотой медалью и отправился за казённый счёт в заграничное путешествие в Италию. Вернувшись, Тихобразов поселился в Санкт-Петербурге, занимался исполнением живописных заказов и преподаванием рисунка: почти десять лет художник вёл уроки рисования детям императора Александра II и детям его сестры великой княгини Марии Николаевны. В конце 1850-х – начале 1860-х годов, когда фотографическое дело только становилось, он уже содержал в Петербурге фотозаведение.
Страстное желание Тихобразова с детства стать художником красноречиво показывает небольшая по размеру картина «Мальчик с яблоками», написанная им в 11 лет! Автор обращается к сложному жанру портрета, где старается подробно передать не только внешний облик портретируемого, но и уловить черты характера. Видно, что Николай пишет хорошо знакомого человека, возможно самого себя, поскольку изображённый на портрете того же возраста, что и сам автор. Непосредственность, несмотря на явное позирование, остаётся главным достоинством изображения. Тихобразов явно сумел передать лёгкость натуры мальчика и портретные черты его лица.
Выбрав тип поясного портрета, Тихобразов пишет сидящего на стуле мальчика. Юный художник старательно пишет коричневый пиджак мальчика, белую расстёгнутую рубашку, не забывает и о падающих тенях, выдающих внимательность к художественным вопросам. А с какой тонкой наблюдательностью прописаны изъяны яблока! Скрупулёзная техника письма – мелкими и слитными мазками – указывает на желание создать «настоящий» портрет.
Автор текста: Лидия Хайдукова, искусствовед.
Другие истории можно найти на сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств.