Застройщик микрорайона «Муринские пруды» вводит жителей Нижнего Тагила в заблуждение. За риск остаться без крыши над головой надо заплатить 10 тысяч рублей

В редакцию агентства новостей «Между строк» обратилась жительница Нижнего Тагила Кристина Мезенцева. В октябре этого года она вместе с мамой решила купить квартиру в микрорайоне «Муринские пруды». В офисе застройщика – компании «Магнитострой» – она подписала договор и заплатила 10 тысяч рублей в надежде «забронировать» однокомнатную квартиру в ещё строящемся доме, но через неделю передумала. Оказалось, что деньги ей теперь никто не вернёт, а в офисе компании заключение юридически ничтожных договоров поставлено на поток. Сколько тагильчан уже пострадало от этой схемы – неизвестно, но, скорее всего, счёт идёт на сотни. Но самое важное, что рассчитывая на «забронированную» квартиру, без крыши над головой могут остаться многие тагильчане. Подробности – в нашем материале.

Кристина Мезенцева – простой учитель, преподаёт в одной из лучших школ города немецкий язык и танцы. Рекламу нового микрорайона «Муринские пруды» её семья увидела по телевизору. Предложение компании о покупке однокомнатной квартиры за «смешные деньги» их заинтересовало, и Кристина поехала с мамой в офис компании «Магнитострой» на Октябрьский проспект, 15.

В офисе женщинам предложили выбрать специалиста: можно обратиться к неаффилированному с застройщиком риэлтору или напрямую к представителю компании-застройщика.

«У нас были наличные деньги, поэтому мы решили обратиться напрямую к специалистам “Магнитостроя”. Нам показали планы квартир в строящемся доме, ввод в эксплуатацию которого намечен на июль. Мы сразу сказали, что у нас есть деньги, никакие рассрочки нам не нужны, но и платить, пока квартира не построена, мы не будем», - рассказывает Кристина.

Тогда женщинам предложили подписать договор, который позволит им «забронировать» однокомнатную квартиру №220 площадью 35,55 кв.м. по цене 1 млн 175 тысяч рублей. Доверившись «солидной компании», мама Кристины – Марина Артуровна – подписала бумаги и передала менеджеру 10 тысяч рублей.

При этом будущим покупательницам пообещали показать аналогичную квартиру в уже построенном доме.

«Просмотр квартир у них только по субботам, с 12 до 16 часов. Договор мы подписали в пятницу, но на следующий день прийти не смогли. Приехали в следующую субботу, я позвала знакомых с собой. Квартира оказалась по многим параметрам совсем не такой, как нам обещали в офисе. Жилая площадь 14 кв.м. вместо 16 кв.м., старинные радиаторы отопления, другая лоджия. В общем, квартира нам не понравилась, и мы уже не хотели её покупать», - вспоминает Кристина.

В офисе «Магнитостроя» по телефону ей объяснили, что с размером жилой площади, действительно, опечатка, а со всеми остальными претензиями сотрудники не согласны. Вернуть свои деньги не очень хорошо юридически подкованные женщины не рассчитывали. Нашли неподалёку другую, уже двухкомнатную, квартиру у другого застройщика, но всё-таки решили рассказать неудачную историю взаимоотношений с «Магнитостроем» журналистам.

Договор «бронирования квартиры» от крупнейшего строительного холдинга Челябинской области, который Кристина принесла в редакцию нашего агентства, вызвал недоумение у видавших виды юристов. Согласно документу, индивидуальный предприниматель Лилия Базыкова оказывает следующие «информационные и консультационные услуги»:

« - предоставить Заказчику информацию о возможности приобретения в городе Нижний Тагил, в жилом районе “Муринские пруды”, однокомнатной квартиры общей площадью 27-36 кв. метров, расположенной на 1-10 этаже десятиэтажного многоквартирного дома (интересующая Заказчика квартира может находиться в строящемся доме или может быть приобретена на вторичном рынке недвижимости);

- предоставить Заказчику информацию о собственнике (застройщике) квартиры, её стоимости, сроках заключения договора купли-продажи (долевого участия в строительстве);

- консультировать Заказчика по вопросам приобретения интересующей его квартиры (долевого участия в строительстве) или произвести экспертизу представленного продавцом квартиры (застройщиком) проекта договора на предмет его соответствия нормам действующего законодательства и интересам Заказчика);

- провести (по поручению Заказчика) переговоры с продавцом квартиры (застройщиком)».

Простыми словами, предприниматель Лилия Базыкова за 10 тысяч рублей пообещала рассказать своим клиентам, что у застройщика микрорайона («Строительное управление №5», собственником которого является брат хозяина треста «Магнитострой» Сергей Лакницкий, - прим. ред.) есть возможность купить однокомнатную квартиру. Никакой информации о «бронировании» конкретной квартиры по фиксированной цене в договоре нет. Примечательно, что индивидуальный предприниматель Лилия Базыкова является параллельно директором «СУ №5», то есть «провести переговоры» о покупке квартиры она обещала сама с собой .

Более того, на обороте договора уже был составлен акт об оказании услуг, подмахнув который вместе с подписанием договора, Марина Мезенцева подтвердила, что консультационные услуги ей уже оказаны, и претензий она не имеет.

«Конечно, нас насторожил договор с каким-то “ИП”. Тем более его подписала не сама Лилия Базыкова, а менеджер Юлия Пахомова, без печати (индивидуальные предприниматели могут работать по закону без печати, - прим. ред.). Но мы даже не поняли, что это “филькина грамота”, по которой нам ничего не обязаны», - пояснила Кристина Мезенцева на вопрос нашего журналиста, зачем они подписали договор на таких условиях.

По мнению опрошенных нами юристов, подписанный договор противоречит множеству статей Гражданского кодекса и Закону о защите прав потребителей. При этом, как выяснилось, практика введения клиентов в заблуждение поставлена в офисе «Магнитостроя» на поток.

«Ко мне уже обращались клиенты с просьбой провести юридическую экспертизу этого договора. Одной из них также заявили, что надо “забронировать” (хотя такого понятие в юриспруденции нет) квартиру, подписав договор и уплатить 10 тысяч рублей. Я подготовила мотивированный анализ, со ссылками на законы, после чего ей продали квартиру без всякого “бронирования”. В первую очередь, договор противоречит статье 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением иных товаров (услуг). При этом, приходя в офис “Магнитостроя”, клиент защищён, он не обязан разбираться, какие юрлица в нём работают. Настораживает и одномоментное подписание договора и акта об оказании услуг, что нарушает ст. 309 ГК РФ о надлежащем выполнении обязанностей по договору. В этом случае, после подписания акта, услуги могут быть вообще не оказаны. У тех, кто его всё-таки подписал договор, есть все основания вернуть деньги – написать претензию исполнителю и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор», - прокомментировала АН «Между строк» юрист Екатерина Савина.

А вот шансы доказать «бронь» квартиры, Екатерина Савина оценивает как минимальные.

«Устные договорённости, что квартиру оставят за клиентом, тем более по фиксированной цене, доказать будет очень сложно. Есть вариант, что исполнитель это признает в рамках доследственной проверки по уголовному делу, или можно записать его слова на диктофон. В этом случае, даже если цены на квартиры вырастут, предприниматель должен будет возместить убытки – разницу между оговоренной и фактической ценой», - заявила юрист.

Таким образом, десятки, а может и сотни жителей Нижнего Тагила, подписавших договор с госпожой Базыковой, не только заплатили 10 тысяч рублей за услугу, которая должна быть бесплатной, но и рискуют не получить «забронированные» ими квартиры. Для тех, кто готов, как семья Мезенцевых, ждать строительства и ввода в эксплуатацию дома с наличными деньгами на руках, это может грозить обесцениванием сбережений. Доказывать, что квартиру им обещали продать за 1 млн 175 тысяч рублей, а не за 2 млн рублей, придётся в суде.

Застать в тагильском офисе Лилию Базыкову нашему журналисту не удалось. Менеджер Валерия сообщила по телефону, что её руководитель «сидит в городе Магнитогорске». Представившись родственником Марины Мезенцевой, наш журналист попросил сотрудницу компании объяснить, можно ли вернуть уплаченные деньги и как договор на консультационные услуги подтверждает наше право на «бронь» квартиры.

«Никак вам деньги не вернуть. Этот договор бронирует за вами квартиру. У нас есть сетка, куда вы внесены. Вы за это деньги и платили. Ну и в будущем за страховку. Когда мы с вами пошли бы заключать договор долевого участия, мы бы вам эти деньги заплатили за страховку. Квартира за вами, мы никому её не продаём, бронь стоит», - пояснила Валерия.

На наш вопрос, в каком пункте указана эта самая «бронь», менеджер пояснила, что волноваться не надо, потому что в нашем «даже номер договора совпадает с номером квартиры».

«Три – это номер дома, номер договора – это номер квартиры. В акте написана её площадь, этажность прописана. Мы всем рассказываем, что это за договор, для чего мы его заключаем, что 10 тысяч мы потом не возвращаем», - убеждает нас Валерия.

После зачитывания акта об оказании услуг, в котором сказано, что «Исполнитель оказал Заказчику информационные и консультационные услуги по вопросу о возможности приобретения квартиры, … , в том числе о квартире №220», и нашего веского замечания, что это не является подтверждением некой «брони», менеджер компании «Магнитострой» намекнула, что она сама не понимает, что даёт подписывать клиентам, и посоветовала обратиться к госпоже Базыковой в Магнитогорск.

«Позвоните в Магнитогорск, пусть вам грамотно директор ответит. Вот эти вопросы уже… Понимаете, я такой же… Нас заставляют… Ну не заставляют, есть такое правило в компании – заключать вот эти договоры подбора. В итоге эти квартиры бронируются. Есть такая услуга. Вы обязаны заключить этот договор. Без этих десяти тысяч вообще невозможно купить потом квартиру», - повторяет одно и то же наша собеседница.

На очередное замечание нашего журналиста, что это противоречит закону, никакой «брони» в договоре не прописано, и гарантий, что цена квартиры не возрастёт в несколько раз после сдачи дома в эксплуатацию, Валерия предложила перейти «к тексту договора».

«У вас там прописано, что услуга стоит 10 тысяч? Услуга оказана? Акт подписан? Всё! Мы о том, что деньги не возвращаем. Звоните в Магнитогорск», - закончила разговор менеджер компании.

До госпожи Базыковой нам дозвониться не удалось. По телефону, который нам предоставили в Нижнем Тагиле, секретарь сообщила, что сегодня короткий день и никого уже нет.

Не объяснил нам юридические тонкости работы офиса в Нижнем Тагиле и замдиректора треста «Магнитострой» Дмитрий Кабачевский, который курирует деятельность компании в нашем городе.

«Прокомментировать не могу. Не знаю», - сказал Дмитрий Кабачевский и положил трубку.

По планам, в микрорайоне «Муринские пруды» за восемь лет будет построено порядка 300 тысяч квадратных метров. В 2014 году «Магнитострой» вводит в эксплуатацию 10-этажный жилой дом на 498 квартир площадью 22 тысячи кв.м. В 2015 году будет построено ещё 30 тысяч «квадратов» – аналогичный дом эконом-класса и один дом улучшенной планировки с 1, 2, 3-комнатными квартирами. В последующие годы компания планирует вводить в эксплуатацию примерно по 40 тысяч квадратных метров жилья, в том числе 14-этажные блочные дома с квартирами большой площади. На берегу Муринских прудов компания планирует разместить жилой комплекс бизнес-класса с парковой зоной.

Агентство новостей «Между строк»