Контактный зоопарк GreenPoll в селе Николо-Павловском официально закрыл свои двери для посетителей 1 декабря. Как рассказала АН «Между строк» хозяйка зверинца Оксана Полякова, причиной стали вступающие в силу с 1 января 2020 года изменения в законодательстве, которые запрещают нахождение диких животных в частном секторе. Сейчас руководство зоопарка ищет новых хозяев более чем сотне животных.
Изначально все животные в семье Поляковых числились как домашние, но по новому закону некоторые питомцы теперь не подходят под это определение: медведь, леопард и волк. Пытаясь подстроиться под новые правила, Поляковы открыли общественную организацию «Центр реабилитации диких животных», но, согласно тому же закону, на участке с дикими животными должна быть санитарная зона. Территория, на которой сейчас находится GreenPoll, не соответствует новым стандартам, законно здесь могут находиться лишь кафе и парковка.
«В декабре прошлого года мы обратились к главе нашей пригородной администрации, зная вот эту ситуацию с законом, что мы не можем здесь находиться, нам нужна другая территория. Нам предлагалось несколько участков, — поделилась с журналистом АН “Между строк” Оксана. — С первым у нас не вышло, потому что оказалось, что под землёй идёт газ высокого давления. Потом нам предложили болотистый участок в сторону Петрокаменского, но там, чтобы просто подъезд сделать, нужны немыслимые деньги. Третий участок находится рядом с первым. Там из 13 га нам выделили 2,5. Их выделили, но земля была сельхозназначения. Кадастровая стоимость этих 2,5 га тогда была 26 тысяч. Когда мы правильно всё перевели, прошли процесс публичных слушаний, пригородная дума внесла решение, что нам выделят этот участок и переведут его из категории сельхоз в культурное развитие. Его перевели, но стоимость земли сразу выросла в 1010 раз. Теперь он стоит 26 миллионов 300 тысяч рублей».
Таких денег у семьи Поляковых нет. Даже если брать эту землю в аренду, стоить это будет порядка 120 тысяч рублей в месяц. Сегодня общей прибыли с зоопарка хозяева получают порядка 400 тысяч рублей, около 70% идёт на уход, содержание и питание животных.
«Администрация предложила нам не по кадастровой стоимости, а по оценочной рассчитать. Они сказали, что найдут оценщика и попробуют сделать арендную стоимость ниже. На прошлой неделе я была в администрации, нам предложили арендовать участок за 10 тысяч рублей в месяц, но аренда на три года. Если я соглашусь и обустроюсь там, а через три года мне аренду не продлят, я просто останусь ни с чем», — добавила Оксана.
По словам Оксаны, в новый «дом» они вложили уже около 500 тысяч рублей: залили фундамент под тёплый зоопарк и подвели коммуникации. Новый зоопарк, по мнению Поляковых, может спасти только уменьшение стоимости и увеличение срока аренды. Не надеясь на благоприятный исход событий, Оксана выставила на продажу животных в надежде найти им новый дом.
«Это дети, которые выросли со мной. По сути, я их сейчас предаю, передавая в другие руки. Что такое продажа дикого животного или покупка, я знаю по себе. Перевозка и проживание в другом месте — это дикий стресс. Когда мы брали зверей, многие до нас не доезжали, гибли в дороге. Поэтому сразу говорю: если я кого-то продам, не буду интересоваться судьбой этого животного, я не смогу. Получается, я фактически предала ребёнка», — говорит Оксана.
Продают Поляковы животных ровно за столько, за сколько их когда-то покупали. Например, леопарда Эру Поляковы готовы уступить за 400 тысяч рублей. Её взяли месячным котенком, поэтому она никогда не жила в естественной среде обитания. Хозяева зверинца считают, что Эра — это едва ли не единственный леопард, приученный к лотку, как кошка. Поляковы уверены, что продать хищника будет достаточно сложно из-за возраста. Но даже если Эру купит государственный зоопарк, то она может не прижиться в новом коллективе, её могут растерзать другие леопарды.
А вот с продажей попугаев, черепашек и кроликов проблем возникнуть не должно. Поскольку животные считаются домашними, особого ухода они не требуют и купить их может любой желающий. К этой же категории относятся и карликовые белоухие игрунки из отряда приматов, которые без проблем могут жить в квартире.
Оксана знает по именам всех животных и помнит, кого, когда и откуда привезли. Первым в зоосемье появился павлин. Семь лет назад тагильчанка привезла его из Москвы после очередной командировки.
«Я тогда в свободное от учёбы время ездила в город под Москвой и там в одной из церквушек увидела павлинов. Они были не привязаны, не ограничены, ворота были открыты. Я позвонила мужу и спросила: “Давай у нас тоже вот так сделаем, пусть у нас тоже свободно ходят”. В общем, из командировки я приехала с павлином. Потом появились белки, люди приходили смотреть. Мы стали понимать, что много времени отдаём тому, что показываем. Потом мы пришли к тому, что в городе ведь нет ничего подобного, почему бы всем не показать», — вспоминает хозяйка зоопарка.
Затем в зоопарке появилась лиса Лиза, единственный зверь, который достался зоопарку бесплатно. Мать-лису застрелили охотники, а Лизу принесли в зоопарк люди, подобравшие её в лесу. Потом появилась песец Вьюга, которую спасли с фермы в городе Кирове, где животных разводят на мех, а косуля Ульяна попала в зоопарк после ДТП, где пострадала её передняя лапа. Лечение не помогло: кости не срослись, поэтому ногу пришлось ампутировать. Позже ортопед из Екатеринбурга решил бесплатно помочь Ульяне и сделал протез.
Перед Новым годом зоопарк вновь откроется, но только на время проведения праздничной программы для тех, кто уже купил билеты.