«Выборы в Нижнетагильском округе будут тяжёлыми». Полпред губернатора в Заксо Виктор Бабенко о том, почему Петров лучше Багарякова, давлении на Маслова и шансах Носова на Госдуму

Тагильчанин, полпред губернатора Евгения Куйвашева в Заксобрании Свердловской области Виктор Бабенко в этом году одним из первых подал заявку на участие в праймериз «Единой России». Бывший депутат Нижнетагильской гордумы и областного парламента намерен избираться в Госдуму. Предварительное голосование пройдёт по всей стране 22 мая: выбирать кандидатов будут всенародно, а в Свердловской области откроют почти 500 участков для избирателей. Зачем полпред губернатора хочет снова стать депутатом, кого из кандидатов от Нижнетагильского округа он считает наиболее перспективным политическим игроком и было ли оказано давление на Александра Маслова, Виктор Бабенко рассказал АН «Между строк».

«Я передал мандат Артюху, потому что меня об этом после аварии попросил Мишарин»

- В 2011 году вы не стали депутатом Заксобрания региона, почему так уверены, что свердловчане выберут вас в этом году?

- У меня был мандат, тогда уже был назначен политсовет, где меня должны были утвердить депутатом Заксобрания, но я передал свой мандат Артюху.

- Чем такое решение было продиктовано?

- Меня об этом попросил губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Он считал это необходимым. Он меня тогда пригласил к себе, это был первый день после аварии его – 6 февраля 2012 года. И тогда мне была предложена должность полномочного представителя губернатора в Заксобрании. И сегодня я на своём месте и выполняю те функции и задачи, которые мне интересны и понятны.

- Но сейчас вы снова хотите избираться депутатом, почему?

- Я напомню, что восемь лет был депутатом в Нижнем Тагиле, в Заксобрании почти столько же. Я с 1996 года в политике, это уже, видать, часть жизни. Я человек публичный. И да, теперь подал документы в Госдуму по Свердловской области. Но у меня нет такого, чтобы убиться и любой ценой стать депутатом. Мне бы хотелось попробовать реализовать себя как депутат Госдумы.

- Вы и сейчас, можно сказать, в Заксобрании, в курсе всех проблем области.

- Сейчас я представляю интересы Куйвашева и Паслера в Законодательном собрании. И работа эта более ответственная, чем у депутатов. Здесь плюсов не бывает. Здесь тебя не хвалят, если ты сделал что-то хорошо, но получаешь по полной программе, если есть какая-то недоработка. Депутатам в этом плане проще: они избраны народом и только народ может им указать. А здесь есть руководители, которые постоянно на эти недоработки указывают.

- Уже не первый год накалены отношения между администрациями Екатеринбурга и Свердловской области. Вам, как полпреду губернатора, всегда удаётся избежать конфликтов?

- Да, это противостояние есть, оно идёт ещё со времён Росселя, при Мишарине было. К сожалению, есть недопонимания, но нет какого-то прям конфликта большого. Я человек неконфликтный, по роду своей деятельности общаюсь со всеми и считаю, что этот ажиотаж нагоняют сами СМИ. Да, есть недопонимания, но я думаю, это всё временно, и, может, те же выборы как раз помогут снять все недомолвки в этом году.

 

- Вернёмся к Артюху, которому вы отдали мандат. У него очень богатая история переходов из одной партии в другую. Даже сейчас он представляет интересы Российской партии пенсионеров за справедливость и находится при этом официально во фракции…

- Фракции партии «Единая Россия», да. Но для меня он просто Артюх – и не более того. У него нет никаких перспектив. Пусть он выдвигается. Все видели его выборы на главу Екатеринбурга. По всем партиям бегает. Здесь попробовал – по рукам дали, сюда убежал. Ну как это называется? Такие хуже женщин лёгкого поведения, они ещё и людей обманывают, путают. А писать запросы… Вот скажите, как такие проходимцы могут руководить?

«Выборы в Нижнетагильском округе будут тяжёлыми, а оппозиция – сильной»

- Что следует ждать свердловчанам в этом году от выборов? Это будет действительно серьёзная политическая борьба, или, возможно, в противовес сильным кандидатам будут выставлять заранее отобранных – слабых?

- Любые выборы – серьёзный временной отрезок. И понятно, что всегда побеждают те люди, которые к ним серьёзно относятся, а не те, кто после Нового года начинает подготовку. Кроме того, это всегда затратный механизм. Тем депутатам, которые постоянно работают со своим электоратом, денег особо не надо. И только этим депутатам будет легче победить на выборах.

- А конкретно в Нижнетагильском округе?

- Выборы в Нижнетагильском округе в любом случае будут тяжёлыми, а оппозиция – сильной. Я считаю, что от Тагила в Заксобрании должен быть только тагильчанин, тот, кто реально сможет помогать городу на государственном уровне, – сильный и авторитетный депутат. И я в любом случае буду помогать тому, кто пройдёт по праймериз. У меня самого родители в Тагиле живут. Я там родился и вырос.

- В Заксобрании от Нижнего Тагила сейчас четыре тагильских депутата (Владимир Рощупкин, Вячеслав Погудин, Алексей Кушнарёв и Елена Чечунова). Они со своим электоратом постоянно работают, не просиживают мандаты?

- Нет, конечно. Это те депутаты, которые активно работают, они всегда борются за Нижний Тагил. Когда управляющий директор НТМК Алексей Кушнарёв или исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин начинают что-то говорить на областной думе, все замолкают сразу, потому что понимают - это руководители крупного уровня в стране. И никто не сомневается в правильности их высказываний.

- Каковы их перспективы на выборах этого года?

- Пул – Кушнарёв, Рощупкин и Погудин – очень сильный, и его в облдуме надо сохранить. Замены я ему не вижу. Может, кто-то из них в этом году пойдёт в Госдуму, хотя у нас никто не зарегистрировался ещё. Елена Чечунова сейчас идёт от Первоуральска.


- Кого ещё вы видите сильным кандидатом от Нижнетагильского округа в Заксобрание и Госдуму? Кого поддержали бы на выборах?

- Слышал, что Багаряков в Тагиле активность проявляет. С ним я не пересекался, хотя он был в администрации губернатора. Зато знаком с Петровым Александром Петровичем. И скажу, что это человек порядочный во всех отношениях. Он уже имеет опыт работы в Госдуме. Из потенциальных кандидатов, конечно, он должен поддерживаться всеми нашими предприятиями. Но всё в его руках. Я думаю, он сможет убедить людей проголосовать за него.

- Андрей Муринович собрался в Заксобрание. Вы знакомы с ним? У него есть шансы пробиться?

- Да, я с ним знаком. Читал недавно в Facebook, что он диплом защитил на «отлично», с чем его и поздравляю. Но если Андрей собирается в Заксобрание, сильной конкуренции ему не избежать. Там и Рощупкин есть, и Саранчук, и Радаев. Они все достойные люди и, надеюсь, сами договорятся между собой, кто пойдёт. Потому что пока они между собой будут конкурировать, на этом фоне может выскочить кто-то третий.

         

- В феврале в Высший совет «Единой России» был избран мэр Сергей Носов. Как вы думаете, с какой целью это было сделано накануне выборов?

- Наверное, его кто-то рекомендовал. Я не знаю, с какой целью его избрали, но его избрание подразумевает, что он будет активно работать на авторитет партии Свердловской области и увеличение количества избирателей, которые проголосуют за партию на сентябрьских выборах.

- Вы с Сергеем Носовым сами хорошо знакомы? Можете его охарактеризовать?

- Я его больше знаю как руководителя НТМК – сильного производственника и управленца. С ним как с главой города мы не сталкивались. Это народ должен судить. Когда-то мы работали вместе, он ведь секретарём регионального отделения партии был. Тогда было становление партии, объединились «Единство» и «Отечество – вся Россия». И мы с исполнительной властью не совсем дружили.

- Если Носов решит заявиться на выборы в Госдуму, пройдёт?

- У любого человека есть шансы. У него, конечно, тоже, но я не знаю, надо ему это или нет. Или он выполнит то, что тагильчанам обещал, когда его мэром выбирали, раз такой хороший процент голосов тогда набрал.

«Маслову нужно было думать о последствиях своих действий»

- Руководитель Нижнетагильского отделения партии «Единая Россия» в начале года написал заявление о своей отставке. Многие эксперты называют такое политическое самоубийство вынужденным: якобы Александра Маслова заставили отказаться от значимого поста. Было ли давление?

- Я сам был секретарём в Нижнем Тагиле. Мы тогда были в противостоянии с Николаем Диденко, но, несмотря на это, и работали, и проводили мероприятия, и людей в партию принимали. И говорить о каком-то давлении… Может, у него была не такая большая партийная активность – у Маслова, иногда люди списывают свои неудачи на что-то другое. Поэтому сказать, желание ли Маслова это было, или на него кто-то… Со стороны администрации губернатора или «Единой России» на него давления оказано не было. Может, мы не знаем до конца тех интриг, что связаны с…

- «Уралвагонзаводом»?

- Да, «Уралвагонзаводом». Мы же прекрасно понимаем, что в городе два блока влияния – УВЗ и НТМК.

- Сейчас Александр Маслов собирается на выборы в Госдуму. Он уже подал документы на праймериз. Решение об отставке сильно ударит по политической карьере?

- Сейчас шансы Маслова стать депутатом Заксобрания или Госдумы сильно уменьшаются, идти на выборы ему будет проблематично. И я считаю, это очень нелогично – писать заявление и идти на выборы. Если ты пишешь такое заявление – нужно думать о последствиях своих действий.

- На своё место он предложил Сергея Саранчука.

- Насколько Сергей Саранчук готов сейчас всем этим заниматься, я не знаю, не разговаривал с ним. Но должно быть стопроцентное желание. Он всё своё время должен тратить на партию, тем более сейчас, когда выборы. Ведь партия – это живой механизм, где постоянно плетутся интриги. Насколько Саранчук готов к этому?

 

Программы всех партий одинаковые – «к бабке не ходи»

- В ходе предвыборной кампании в этом году «Единая Россия» на каких социальных темах будет делать акценты?

- У нас готовится программа, с которой мы пойдём на выборы. Детали раскрывать рано. В Тагиле стопудово будем помогать центру Тетюхина. Я его знаю, это мужик, который продал свои акции и вложил в дело. Госпиталь надо загрузить. Будем также с темой ЖКХ работать, образования. Мы решили вопрос с детскими садами, теперь воспитателей и нянечек квалифицированных не хватает, школы надо строить.

- Какую партию вы видите наиболее сильным конкурентом для «Единой России» на выборах 2016 года?

- Никакую. У них у всех предвыборные программы понятные – к бабке не ходи. Будут строить её на критике «Единой России», губернатора и правительства. Ничего нового. Хоть бы раз свою какую-то программу выдвинули.

- Недавно сменилось руководство партии «Правое дело».

- Там постоянно какие-то изменения происходят. Все прекрасно понимают, что «Правое дело» - это только деньги. Там клуб олигархов, они поэтому и борются. Им выборы-то не нужны никакие.

- А «Справедливая Россия»?

- У «Справедливой России» было «Справедливое ЖКХ», сейчас в здравоохранение справедливое вцепятся или ещё какую-то лабуду придумают, чтобы людям по ушам ездить. Хотите помочь – ради Бога, идите в исполнительную власть. Давайте вашего министра здравоохранения поставим. Только поставили уже на фонд капремонтов Караваева от ЖКХ – и что-то вы не справились. Ни одного дома не отремонтировали, одни долги остались. 4 млрд фонд был, 10% на выборную кампанию себе… Со всеми подрядчиками переговорите – от 10% до 15% откаты. Теперь с этих, как с гуся вода, а «Единая Россия» во всём виновата, мы же его поставили. Проходимцы! Наобещали и свалили. В Госдуму избрались и уехали на 5 лет, сейчас приедут обратно.

- Какой процент явки на выборы ожидаете получить в Свердловской области в этом году?

- В этом году процентов 40, я думаю, придёт в среднем по области. Порога явки нет какого-то. У нас, как правило, хорошо голосуют сельские территории, потому что там люди более ответственные. В городах думают, что их голос всё равно ничего не решает, хотя это очень ошибочное мнение. У нас столько было случаев, когда с перевесом в 10 голосов решалось, кто будет депутатом, даже до 7 доходило.

- Вы участник боевых действий в Афганистане. И не раз появлялись на публике с орденом Красной Звезды, полученным за мужество и героизм. Однако СМИ неоднократно писали, что награда датируется 1942 годом и награждён ею должен быть другой человек. Так чей же всё-таки орден?

- Мне орден вручал в присутствии более тысячи человек 9 октября 1999 года генерал армии, командующий 40-й армией в Афганистане Виктор Ермаков, лично. Я солдат срочной службы, и мне эти ордена ровным счётом ничего не дают. А то, что пишут там всякие «правдорубы»… Да пусть они пишут, пусть подавятся. Почему они не поднимали этот вопрос, когда я в Афганистане служил, когда мой брат в Нагорном Карабахе погиб? Они говорили, что и он незаслуженно получил орден. А я ведь специально потом подал в суд, и суд признал, что никаких нарушений в моих действиях нет.

Беседовала Евгения Музяева

Фото: Татьяна Кошутина