20 Авг 2016 12:19 | Метки: Новости Нижнего Тагила

Улица Победы: от планов о 14-этажках до Олимпийского моста

Улица, с которой мы познакомимся сегодня, не может похвастаться ни своей двухсотлетней историей, ни знаменитыми тагильчанами, которые когда-то здесь жили, ни достопримечательностями, занесёнными во все исторические справочники. Тем не менее, впервые она появилась на планах застройки города более 80 лет назад, а десять лет спустя улица начала принимать свой нынешний облик, столь привычный жителям Красного Камня. Наш рассказ об улице Победы.

История центральной улицы Красного Камня началась в начале 30-х годов, когда почти одновременно со строительством Нижнетагильского металлургического завода было решено построить неподалёку жилой район для строителей и будущих рабочих предприятия, так называемый «соцгород». Тогда, по инициативе наркома Г. К. Орджоникидзе, при Наркомтяжстрое была создана «планировочная мастерская», которую возглавил известный в СССР архитектор Моисей Яковлевич Гинзбург. Первостепенной задачей нового подразделения наркомата стала разработка проектов «соцгородков» для металлургических предприятий, которые строились на Урале и в Сибири. Нижний Тагил с его строящимися заводами-гигантами НТМЗ и УВЗ стоял в этом перечне на первом месте. 

Уже через три месяца после создания мастерская приступила к работе над проектом застройки жилого массива НТМЗ в Краснокаменском районе. Разработка проекта проходила в сжатые сроки, и уже в 1934 году группа Гинзбурга представила тагильчанам проект Краснокаменского «соцгорода». 

Макет Краснокаменского «соцгорода» НТМЗ 

При разработке проекта специалисты архитектурно-проектной мастерской НКГС СССР учли ряд факторов, которые позволили увеличить расчётное количество жителей «соцгорода» с 18 до 24 тысяч человек. Кроме оригинальных архитектурных форм, проект был необычен тем, что предполагал возведение жилых домов высотой до 14 этажей и размещение общественных, социальных и культурных учреждений в отдельных 2-3-этажных зданиях. 

Эскизы к проекту «соцгорода» НТМЗ 

Согласно проекту, район имел три главные улицы, которые выходили на центральную площадь Красного Камня с памятником героям Гражданской войны. Входы в район оформлялись монументальными скульптурными группами, тематически связанными с памятником на площади. Одной из этих главных улиц была героиня нашего рассказа – нынешняя улица Победы. Наряду с проектом группы М. Я. Гинзбурга, к рассмотрению был допущен и проект, выполненный московским архитектурным бюро «Горстройпроект». В июне 1934-го оба проекта были выставлены в Клубе металлургов для всенародного обсуждения.

Несмотря на то, что проект группы Гинзбурга получил безоговорочную поддержку у простых тагильчан, в кругах специалистов – строителей и экономистов – ему предрекали фиаско. Основными препятствиями в реализации проекта называли его дороговизну и отсутствие в городе высотной строительной техники. Эти замечания были совершенно справедливы: в Нижнем Тагиле в ту пору почти не было своих предприятий, выпускающих стройматериалы, парк строительной техники был ограничен, а сама техника изношена. Тем не менее, проект начали реализовывать, заложив на первом этапе строительства два жилых дома и здание медицинского учреждения. Однако уже скоро стало понятно, что реализовать проект полностью будет непросто. Отсутствие высотной строительной техники сразу наложило ограничение на этажность возводимых зданий, а привозные стройматериалы стремительно опустошали счета стройки. И в 1939 году реализацию проекта группы Гинзбурга приостановили, а план застройки района подвергли пересмотру. Руководители города и строящегося НТМЗ были вынуждены вернуться к рассмотрению проекта архитектурного бюро «Горстройпроект». Он оказался более соответствующим тагильским реалиям как с технической, так и с экономической точки зрения. Но сразу приступить к его реализации тогда не смогли: в городе не хватало строительной техники, да и местные заводы, выпускающие стройматериалы, не могли обеспечить стройку нужным количеством кирпича, бетона, щебня, пиломатериала. Заводы начали реконструировать, но этот процесс шёл медленно, с трудом преодолевая ведомственные препоны.

Поэтому основные работы по возведению жилых домов на Красном Камне начались только после войны, в 1946-м. 

В проекте архбюро «Горстройпроект» нынешняя улица Победы была определена как центральная улица района. Она начиналась в месте слияния трёх улиц: МОПРа, Восточной и Грибоедова. Внешний вид улицы формировали дома двух огромных кварталов, которые должны были занять всё место улицы Восточной до улицы Емельяна Пугачёва (ныне – улица Пархоменко) по правой (нечётной) стороне и от улицы МОПРа (в настоящее время – проспект Мира) до улицы Емельяна Пугачёва по левой (чётной) стороне. 

Улица Победы на карте города 60-х гг. 

Этот участок планировалось застроить на первом этапе строительства, в течение 1947-1958 годов. Проезжую часть улицы предполагалось разделить газонами и цветниками, а пешеходные зоны оформить в виде аллей. Правда, вскоре от газонов, разделяющих проезжую часть, пришлось отказаться: в генеральный план развития города вновь были внесены изменения, согласно которым по центральной улице Красного Камня должен был быть пущен трамвай. 

Начало улицы Победы: угол пр. Мира и ул. Победы и Восточная (фото 1950 и 2013 гг.) 

Трамвай был пущен в 1955 году. Хотя это вполне могло случиться и раньше, но не случилось по причине изношенности парка подвижного состава трамвайного хозяйства. И только после того как в 1954-55 годах в город пришли сорок новых вагонов, было открыто движение трамваев до самого конца улицы Победы. 

Любопытно, что нумерация домов на улице Победы начинается с № 12 и 29. Объясняется это тем, что на каком-то этапе развития города улицу Победы планировалось соединить с улицей Октябрьской Революции, поглотив при этом улицу Грибоедова, но затем от этих планов отказались.

Что касается застройки улицы, то по своей пестроте и разнообразию она может соперничать с проспектом Вагоностроителей. В отличие от главной улицы Вагонки, главная улица Красного Камня может похвастать большим количеством домов, построенных по индивидуальным проектам. Это прежде всего «офицерские дома» № 29 и 39 ленинградских архитекторов Жданова, Тиме и Свирского и, конечно, спрятавшееся за их «спинами» здание тубдиспансера, построенное по индивидуальному проекту группы Гинзбурга. 


Дом № 29 по ул. Победы 

Дом № 39 по ул. Победы 

Здание противотуберкулёзного диспансера (ул. Победы, д. 41) 

Надо сказать, что при разработке индивидуальных проектов архитекторы постарались сделать так, чтобы их дома гармонировали с типовыми проектами, которые они были вынуждены использовать. Дело в том, что в конце эпохи «сталианса» архитекторов на местах обязывали включать в свои проекты «типовуху», в особенности объекты соцкультбыта, детские сады и ясли, школы и больницы. Поэтому между домами № 29 и 39 здание школы (ныне № 75/42) было построено по типовому проекту «серии 272».


Средняя школа № 75/42 (ул. Победы, д. 35) 

То же самое можно сказать и о квартале, расположенном напротив, на чётной стороне улицы: дома № 18/71 и 26/128 «стилизованы» под типовой дом № 22.

Дом № 18 по ул. Победы 

Сразу за бывшей улицей Пугачёва, упразднённой в 1967 году ввиду слияния с улицей Пархоменко, в 60-70-х годах начинается бум советского каркасно-панельного строительства. «Хрущёвки» здесь встречаются самых разных серий, и с точки зрения архитектуры являют собой картину унылого разнообразия.  


Конец улицы Победы – дом № 48 (магазин «Уют») (фото 1975 г.) 

Красный Камень. Строительство каркасно-панельных домов (фото 60-х гг.) 

Сейчас уже трудно представить, что до начала 70-х годов улица Победы, как и большая часть Красного Камня, была типичным «спальником», покой которого охраняли две реки – Тагил и Вязовка, отделяющие этот район от Выи и центра города. Здесь не было плотного трафика, весной улица благоухала ароматами цветущих яблонь и сирени, летом вдоль улицы пестрели цветами газоны и цветники. 

Улица Победы (фото 1964 г.) 

Положение стало меняться в 1975-м, когда был выстроен мост через речку Вязовку и по улице Пархоменко пошли караваны грузовых машин. А в конце 70-х началось строительство моста через реку Тагил, который соединил улицы Победы и Космонавтов в 1980 году. Тагильские партийные функционеры, следуя веяниям того времени, посвятили пуск моста Олимпийским играм в Москве и объявили о том, что мост официально будет назван «Олимпийским». А в 1981-м по новому мосту было открыто и трамвайное движение.

Строительство моста через р. Тагил (фото 1980 г.) 

Как уже говорилось выше, никаких особых достопримечательностей на улице Победы нет, если не считать кинотеатра «Красногвардеец», открытого здесь 14 марта 1959 года и сохранившего свой профиль до наших дней, несмотря на все ветры перемен. «Красногвардеец» был славен тем, что во все времена шагал в ногу с техническим прогрессом. Одним из первых «Красногвардеец» внедрил широкоформатный показ фильмов, а затем и стереоскопический; первым в городе освоил многоканальный звук dolby digital. 

А 7 мая 2010 года на улице Победы, напротив школы № 75/42, появился памятник тагильчанам Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы. Автором памятника стал известный тагильский скульптор Александр Иванов. Кампания по поиску средств на новый памятник пришлась на кризисные 2008-2009 годы, денег в городском бюджете не хватало, и тогда мэрия обратилась к предприятиям города и тагильчанам с просьбой пожертвовать на памятник кто сколько может. И в канун празднования 65-й годовщины Победы памятник был открыт.

Памятник тагильчанам Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы  

Интересно, что по задумке автора, верхняя часть монумента должна была подсвечиваться изнутри в тёмное время суток, что, безусловно, усиливало бы восприятие памятника горожанами. Но, как это часто случается в наше время, экономия взяла верх над памятью, и если подсветка и включается, то только по праздникам.

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк» 

Другие выпуски проекта «Город-лабириНТ»

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ОДНОМ ПИСЬМЕ


Рекомендуемые новости: