Сергей Носов придумал, как отремонтировать дороги без денег. Улицы Нижнего Тагила передадут дорожникам по долгосрочным концессиям и КЖЦ

Глава Нижнего Тагила продолжает искать пути реализации городских программ в условиях ограниченного финансирования из областного бюджета. Одним из ключевых проектов, реализация которого была практически заморожена в 2014 году, является реконструкция и строительство дорожной инфраструктуры города. На сегодняшний день из-за отсутствия финансирования в воздухе повисли два разыгранных летом контракта – по ремонту 29 дорог местного значения и по реконструкции моста на Фрунзе – на общую сумму более 1 млрд рублей. Ни одна компания, осознавая отсутствие средств в бюджета Нижнего Тагила, не захотела участвовать в конкурсе по капитальному ремонту ещё пяти автомобильных дорог (улиц Грибоедова, Победы, Космонавтов, Быкова и Максима Горького) за 820 млн рублей. Разработана проектная документация на реконструкцию Восточного шоссе на участке от Северного шоссе до улицы Орджоникидзе за 525 млн рублей.
Ни в одной корректировке областного бюджета средства на ремонт тагильских дорог так и не были выделены, несмотря на обещания губернатора и регионального минфина. Все ремонтные работы, которые проводились в 2014 году в Нижнем Тагиле, осуществлялись за счёт расходов на эксплуатационное содержание на общую сумму всего 344 млн рублей, в которую также входят затраты на уборку снега, мусора, уборку тротуаров и другие работы, не связанные с заменой дорожного полотна.
В пожеланиях администрации Нижнего Тагила, высказанных на согласительных комиссиях в министерстве финансов Свердловской области, на содержание и ремонт автомобильных дорог значится сумма в 1 млрд 342 млн, из которой согласовано только 202 млн рублей. Недостающие 1 млрд 140 млн рублей, из которых 1 млрд 63 млн рублей город планирует потратить на выполнение контракта по ремонту 29 дорог и реконструкцию Восточного шоссе, мэрия Нижнего Тагила планирует согласовать в ходе дополнительных консультаций.  Как рассказывал месяц назад нашему агентству член согласительной комиссии, депутат ЗакСо Андрей Альшевских, решение о предоставлении дополнительного финансирования Екатеринбургу и Нижнему Тагилу будет принимать лично губернатор Евгений Куйвашев после встречи с руководством муниципалитета. Консультации с администрацией столицы Урала уже начались. О дате встречи с администрацией Нижнего Тагила, Сергей Носов пока не знает.

«Я знаю, что Екатеринбург был, ему пообещали очень много. Мы за них рады. Есть, по крайней мере, какой-то повод для радости, что пообещали – уже не отказали. В этом плане надежда согревает душу. Мы ждём, когда нас позовут, мы готовы», - рассказал Сергей Носов в беседе с журналистом АН «Между строк».

Впрочем, даже если надежды мэра Нижнего Тагила оправдаются, вопрос фундаментального обновления дорожной инфраструктуры муниципалитета это не решит, а осенью 2015 года опять придётся выбирать, на ремонт каких дорог просить у области денег на 2016 год.
Чтобы отремонтировать всё и сразу, а расплачиваться за это потом, Сергей Носов предлагает попробовать разыграть конкурсы по ремонту и содержанию тагильских дорог в рамках концессионного соглашения или контракта жизненного цикла (КЖЦ).
Как рассказал нашему агентству глава города, суть контракта будет заключаться в передаче долгосрочных прав по ремонту и содержанию улиц победителю такого аукциона.

«В него (контракт, - прим.ред.) сразу закладываются деньги и на капитальные затраты, и на текущее содержание. В этом плане эти деньги уже являются гарантированными в том объёме, в котором им выигран конкурс и заключён контракт. На мой взгляд, это здорово стимулирует, с одной стороны, работать качественно, с другой стороны, это даёт гарантии, что средства так или иначе будут выделены. Суть примерно такая же, как с КЖЦ на освещение. Нам интересно, чтобы на данный момент кто-нибудь проинвестировал приведение в порядок наших дорог, это можно сделать за довольно короткое время, а потом в течение 10 лет рассчитываться, естественно, оплачивать, в том числе, каждый год содержание», - рассказал АН «Между строк» Сергей Носов.

Мэр Нижнего Тагила считает, что найти под этот проект инвестора без привлечения банков невозможно. Но даже существующие дорожные компании не только на уровне города, но и всей Свердловской области, не обладают достаточными активами, чтобы привлечь кредитные ресурсы необходимых объёмов.

«Без поддержки муниципальных, федеральных структур всё равно не обойтись. Например, гарантом может выступить городская недвижимость. Я считаю, что эта схема, которую можно использовать не только в Тагиле – её только надо доработать, но и в России. Для муниципалитетов это может быть спасением», - заявил Носов.

Идея реализации городских программ без подтверждённого финансирования впервые опробована администрацией Нижнего Тагила на нашумевшем КЖЦ по проектированию, строительству и техническому обслуживанию объектов наружного освещения, реализуемого в рамках муниципальной программы «Светлый город», на общую сумму 12,5 млрд рублей. Как рассказывала нашему агентству замглавы города по финансово-экономической политике Евгения Черемных, один из основных доводов критиков госзакупки, касающийся «кабалы» - ежегодных платежей по 450 млн рублей в течение 25 лет, безоснователен. После заключения КЖЦ, ежегодный платёж будет относиться к текущим расходным обязательствам, и муниципалитету будет проще защитить необходимость их выделения из областного бюджета, чем в случае, если бы данные средства требовались финансирование проекта при незаключённом контракте.
В виду того, что с финансированием проектов из областного бюджета Нижний Тагил испытывает трудности, Сергей Носов, похоже, решил перехитрить Евгения Куйвашева, заключив концессии и КЖЦ на реализацию всех программ, а расходы по их обслуживанию предъявить минфину как текущие обязательства муниципалитета.

Агентство новостей «Между строк»