С начала года в Тагиле ликвидировано более 1000 ИП

Автор: Егор Бычков

В декабре прошлого года президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования». Согласно документу, с января 2013 года страховые взносы для ИП возросли почти в два раза. Если раньше страховые отчисления предпринимателя составляли около 17 тысяч рублей, то сейчас ИП придется раскошелиться почти на 36 тысяч в год.
Для многих такие отчисления оказались непосильными. Только с начала года в России более 317 тысяч предпринимателей прекратили свою деятельность. По мнению экспертов, планы правительства по увеличению сборов могут иметь обратно пропорциональный эффект. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов на встрече с Владимиром Путиным заявил, что помимо потери занятости населения, часть закрывшихся предпринимателей будет вставать на биржу труда и получать пособия по безработице, что приведет к дополнительным тратам из бюджета.
Процесс массовой ликвидации индивидуальных предпринимателей не обошел стороной и Нижний Тагил. Со дня подписания закона в начале декабря прошлого года почти 1500 тагильских ИП прекратили свою работу. Цифра огромная, если учесть, что за весь 2012-ый официально прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность 1700 тагильчан.
Хотя большинство коммерсантов отнеслись к новой инициативе правительства отрицательно, прекращать свою работу собираются далеко не все. По мнению председателя Свердловского отделения общественной организации поддержки предпринимателей «Опора России», депутата областного парламента Евгения Артюха, закон в первую очередь ударит по предпринимателям с доходом менее двухсот тысяч рублей в год. Именно их бизнес потеряет всякую рентабельность.
«По официальным данным, всего лишь за декабрь-январь в Свердловской области количество ИП сократилось почти на шесть тысяч, - рассказал Евгений Артюх Агентству новостей «Между строк». «Опора России» подготовила целый ряд предложений по внесению изменений в законопроект, среди которых введение моратория на увеличение размера страховых платежей до 2018 года, а также установление нормы, по которой предпринимателям не нужно будет платить страховые взносы за месяцы, в которых у них фактически не было деятельности».
Евгений Артюх поделился мнением, что развитие индивидуального предпринимательства невозможно, если не привязать страховые взносы ИП к его доходу и не решить вопрос с социальными гарантиями. «ИП никто не оплачивает больничный, а если самозанятый женщина-предприниматель уходит в декретный отпуск – ей приходится закрывать ИП. Ведь на сегодняшний день обязанность уплаты страховых взносов остается, даже если фактически вы не работали», - пояснил депутат.
По словам Артюха, многие предприниматели готовы вообще отказаться от будущей пенсии, лишь бы не платить страховые взносы, но на сегодняшний день такая возможность в российском законодательстве не предусмотрена.
«Дело не в отчислениях, - поясняет тагильский видеооператор Павел, - дело в том, что из отчисляемой суммы в виде моей пенсии вернуться копейки. За это обидно. А так… это не та сумма, из-за которой я готов закрыть свое ИП».
«Опора России» собрала под своими инициативами 135 000 подписей. Но подписи несогласных с увеличением страховых взносов собирают не только крупные общественные организации. Элеонора Зинченко – ИП из Подмосковья. На сервисе сбора подписей «Демократор» она опубликовала обращение о недопустимости повышения страховых отчислений. «Я – многодетная мама, ИП, живу в небольшом городе Московской области. ИП – это подспорье в дополнение к основному месту работы», - рассказывает Элеонора. Под ее обращением поставили подписи уже несколько тысяч человек, а комментаторы обращения сходятся во мнении, что у многих ИП доходы бывают от случаю к случаю и далеко не все способны зарабатывать достаточно, чтобы индивидуальное предпринимательство на таких условиях было рентабельным.
«Я – мама троих детей, - пишет Елена, - зарегистрировала ИП не просто так, чтобы от безделья мучиться, а чтобы хоть как-то концы с концами сводить, детей поднять и выучить. Я от государства никакой помощи не получала. Сколько можно уже издеваться? Я не виновата, что у вас казна пустая. Ловите воров и возвращайте украденные деньги. А не решайте свои проблемы за счет мелких предпринимателей».
Многие из опрошенных нами индивидуальных предпринимателей не видят иного выхода из ситуации, кроме как начать работать неофициально. «Уйду в тень. Надоела игра в одни ворота – плати налоги и не получай взамен ничего, кроме налоговых проверок, наездов пожарных, ФМС и прочих», - рассказывает один из коммерсантов.
ИП – источник дохода для огромного количества людей. Так называемые «самозанятые» люди обеспечивают мелкий сервис каждого из нас. Это, например, ремонт обуви или бытовой техники, услуги дизайнера или фотографа, аренда жилья и многое другое. В некоторых сетевых компаниях, занимающихся, например, распространением косметики по каталогам, также требуется регистрация в качестве ИП. Среди таких компаний Avon и Faberlic. «Безусловно, такие отчисления не по силам многим, - рассказывает представитель одной из косметических компаний Анна, - я уже приняла решение о закрытии ИП».
Впрочем, в Тагиле немало предпринимателей, которые не увидели в произошедшем никакой трагедии. «Я сдаю квартиры в аренду, - рассказывает Любовь, - при моих оборотах данные отчисления не влияют на прибыль, так как сумма страховых взносов вычитается из налогов. Смотрите: мой оборот около 600 000 рублей в год, я должна заплатить шестипроцентный налог с поступивших средств – это 36 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаются отчисления в соцстрах. В итоге, я не плачу шесть процентов, а плачу только страховые отчисления. Получается, что если бы даже взносы в соцстрах составляли ноль рублей, я бы заплатила те же 36 000 рублей». По словам предпринимателя, для тех ИП, кто имеет небольшие обороты, данный принцип не сработает и рентабельность  предпринимательской деятельности, конечно, будет под угрозой.
Еще один тагильский предприниматель – Марина – так же решила продолжать работу:«Я, как узнала о повышении отчислений, решила закрываться. Но спокойно все обдумав и просчитав, пришла к выводу, что смогу удержаться на плаву».
Не торопиться с закрытием предлагает и директор нижнетагильского фонда поддержки малого предпринимательства Сергей Найденов: «Основная масса закрывшихся ИП – те, кто просто испугался новой системы. Нужно все спокойно просчитать». Сергей Найденов поделился с журналистами Агентства новостей «Между строк» мнением, что пик закрытия ИП пройден и основная масса тех, кто хотел закрыться, уже закрылись.
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что массовое закрытие ИП будет продолжаться и к концу года достигнет цифры в 700 000.
Пока вокруг закона идут ожесточенные споры, предпринимателям, оказавшимся на грани закрытия, ничего не предлагается взамен. Депутат Законодательного собрания Свердловской области Георгий Перский сообщил агентству новостей «Между строк», что на областном уровне вопросов о каких-либо дополнительных мерах поддержки не рассматривалось. «Предприниматели могут рассчитывать только на ранее принятые программы», - пояснил депутат.
В комиссии нижнетагильской городской думы по развитию предпринимательской деятельности, муниципальной собственности, градостроительству и землепользованию вопрос о мерах дополнительной поддержки ИП также не поднимался, но заверили, что каждое обращение от предпринимателей будет тщательно рассмотрено.
Предприниматели надеются на послабление финансовой нагрузки. Президент Путин уже дал поручение вернуться к обсуждению законопроекта. Но каких-либо изменений до начала следующего года ждать не приходится. Кого-то новые налоги не напугали, кто-то решил прекратить работу, а кто-то находится в ожидании перемен. Но однозначного ответа на вопрос «Наступят ли эти перемены?» пока не даст никто.