Рубль дешевеет - автомобили дорожают. РБК изучил, что будет с рынком импортных авто в 2015 году

Вслед за повышением курса иностранных валют, автодилеры вынуждены поднимать цены на новые машины. Так, с понедельника, 8 декабря, многие продавцы повысили цены на новые автомобили, что вызвало ажиотажный спрос. Боясь, что цены подскочат ещё, многие покупатели решили не откладывать покупку железного коня на следующий год. РБК выяснил, насколько правильны эти прогнозы.
В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении оказались местные производители – за счёт возможности закупать запчасти и комплектующие за рубли. Эксперты полагают, что рынок импорта, в свою очередь, просядет в 2015 году на 20-25%.

Американская валюта за текущий год подорожала на 63%. Лидер продаж в России – Chevrolet (в России собирается 9 моделей из 15) – в декабре повысил цены на 10–20%. Концерн Ford  в 2014 году повысил цены на свои автомобили в среднем на 5% и планирует повысить ещё на 5% с января 2015 года. У компании Jeep в Росси нет собственного производства, с 1 декабря она повысил цены на 5%, а с 1 января её машины подорожают на столько же. Ещё один американский бренд Cadillac с 3 декабря повысила цены на Escalade на 10%.
Китайские автокомпании также обновляют ценники на свои автомобили. Марка Geely уже объявил об увеличении стоимости своей продукции на 10%, а Chery на 5%. Если курс рубля не стабилизируется, в январе китайцы поднимут цены ещё на 10-15%.
Южнокорейские Kia и Hyundai, занимающие в общей сложности 15% российского рынка, планируют корректировать цены наравне с рынком – на уровне 10-15%. А вот автомобили SsangYong с 12 ноября подорожали на 20–30%, ещё на 3–5% машины подорожают с января.


С начала года евро подорожал к рублю на 46%, но курсовой эффект отчасти сглаживается тем, что большинство европейских автопроизводителей успели построить в России сборочные производства.
Крупнейший игрок в этом сегменте – Renault собирает в России 8 из 13 продаваемых здесь моделей, у него же самый высокий, по оценке «Автостата», уровень локализации. Например, для Logan и Sandero он составлял 76,5%, у паркетника Duster – 69,2%. В середине ноября автомобили подорожали примерно на 4%, а еще на 1% с 1 декабря, рассказали РБК в двух дилерских центрах. Они ждут очередного изменения цен в ближайшие две недели – тоже примерно на 1%.
В 2015 году коррекция произойдёт 7 января или в феврале, когда дилеры распродадут остатки 2014 года.
Volkswagen сообщал о повышении цен с 1 декабря на 2–5%. Ещё на 5% машины подорожают в январе, полагают дилеры, на столько же – в феврале, когда начнутся продажи машин производства 2015 года.


Opel со 2 декабря поднял цены на 4–14%. Но в начале года коррекции не планируется, говорят в компании. Французский Peugeot в течение года корректировала цены на 8%, но пока не определилась с ценовой политикой на 2015 год. В январе ожидается повышение примерно на 7%. Volvo может поднять цены в начале будущего года на 3–5%.
Повысили цены и производители премиальных марок. Автомобили Mercedes подорожали с 1 декабря на 6–8%, Audi только что анонсировала повышение цен на 9% с 1 января, концерн BMW поднял цены с 1 декабря на 0,6–4,8%.
Японская валюта подорожала к рублю на 42% с начала года. В целом на «японцев» приходится 20% российского рынка, из которыз у марки Toyota – 7,3%. По словам двух дилеров, все модели, кроме Camry и Land Cruiser, в 2015 году подорожают в среднем на 5–10%.
Nissan только что анонсировал повышение цен на ряд своих моделей: Almera подорожала на 2%, Juke – на 2,5%, Qashqai – на 3% и Terrano – на 2%. Цены на другие модели пока не изменились. В ноябре на 1–9% повысила цены Mazda, говорит представитель компании, коррекция происходит в зависимости от курса валют. Финансовый год у компании начинается в апреле, до этого времени никаких судьбоносных решений не будет, заверил он. Дилеры не знают о планах компании.


У Honda нет местного производства, курсовой риск у неё максимальный. С ноября машины этой марки уже подорожали на 7%, ещё одно повышение ожидается 15 декабря. Ещё примерно на 10% машины подорожают в январе.
По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова импортёры и местные производители сознательно жертвуют рентабельностью, чтобы не потерять долю рынка и прибыль от сервисного обслуживания.

«Все будут нащупывать баланс между ценой и спросом», – соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Агентство новостей «Между строк»