«Родители сами отказались от госпитализации». Суд допросил свидетелей по громкому делу о смерти трёхлетнего ребёнка на пороге инфекционной больницы в Нижнем Тагиле

Сегодня в Тагилстроевском суде Нижнего Тагила состоялось первое заседание возобновлённого разбирательства по факту смерти ребёнка на пороге инфекционной больницы 5 лет назад. Родители трёхлетнего Савелия Гладыша сами отказались от госпитализации мальчика, заявил в зале суда фельдшер скорой помощи Сергей Ельцов. Мужчина проходит свидетелем по уголовному делу, возбуждённому в отношении бывшего заместителя главврача инфекционной больницы Светланы Кексель. Она обвиняется в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ею своих профессиональных обязанностей (статья 109 УК РФ).

«31 октября 2011 года я в составе бригады скорой помощи выехал по вызову на одну из квартир в доме по Уральскому проспекту. Там был обнаружен пациент трёх с лишним лет – Савелий – и его отец Денис. Осмотр производил другой доктор. Я же, работая вторым номером (помощником), вписывал в карту вызова только паспортные данные. Отец рассказал, что у ребёнка уже несколько дней повышенная температура и за медицинской помощью они ещё никуда не обращались. После осмотра я сделал инъекцию, димедрол с анальгином, после чего отцу было предложено госпитализировать мальчика в связи с его тяжёлым состоянием в больницу. Отец ответил отказом, при этом пояснил, что они будут лечиться дома. Врач взял у отца подпись о том, что они с ребёнком отказываются от госпитализации. И в карточке была сделана запись о необходимости вызова на следующий день участкового врача», – рассказал фельдшер скорой.  

Вызванный для дачи показаний отец Савелия – Денис Гладыш – заявил присутствующим, что о необходимости госпитализации ему никто не сообщал, однако признал тот факт, что подписал официальный отказ.

«Я же на врачей полагался. Врачи сказали, что всё в порядке, что это обычное явление, придёт участковый врач – разберётесь, – вспоминает Денис Гладыш. – У меня вообще воспоминания с того времени спутанные. Всё, как в тумане. Последнее, что я помню, то, как мы вместе с сыном делали  самолётик, а потом им играли…»

Между тем в сохранившейся от 2011 года медицинской карте вызова скорой помощи отмечается, что ребёнок уже три дня был болен ОРВИ. И чтобы сбить высокую температуру, мама Савелия – Анастасия Напольских – несколько раз ставила ему, по словам Дениса Гладыша, свечи «Цефекон», которые содержат в составе витепсол, а также такой гипертоксический препарат, как парацетамол. После применения этих свечей у мальчика на теле появилась крапивница.

«Парацетамол применяется в качестве жаропонижающего средства для детей. Но он только сглаживает симптомы гриппа и простуды, снимает воспалительный процесс, но не лечит. Кроме того, есть ряд побочных действий даже при однократном применении. Например, могут возникнуть какие-то аллергические реакции, и на печень он сильно воздействует, и слизистую кишечника раздражает. Это всё-таки в какой-то мере кислота», – отметил медик.

Анастасия Напольских заявила судье, что ставила сыну лишь одну свечу «Цефекон», а её бывший муж, наверное, «просто что-то перепутал». Она также обратила внимание присутствующих на то, что обвиняемая Кексель долгое время не могла поставить Савелию верный диагноз, подозревая у него то скарлатину, то заворот кишок, то пневмонию.

Трёхлетний Савелий Гладыш умер в ночь с 1 на 2 ноября 2011 года. Мальчику стало плохо ещё 28 октября во время тихого часа в детском саду. По словам воспитательницы, у ребёнка неожиданно поднялась высокая температура, и тогда медсестра с разрешения бабушки Савелия дала ему полтаблетки парацетамола. В выходные родители не заметили у ребёнка каких-либо признаков болезни, поэтому не стали обращаться к врачу. Однако уже 31 октября у мальчика вновь поднялась высокая температура, он стал тяжело дышать и бредить. Инъекция раствором анальгина с димедролом, которую сделали прибывшие по вызову врачи, лишь на время облегчила состояние. Поэтому пришедшая на следующий день участковый врач отправила Савелия с мамой на госпитализацию в инфекционную больницу с предварительным диагнозом «пневмония».

В больнице врачи не смогли подтвердить пневмонию, так как у них не работал рентген. Тогда медики отправили Савелия для подтверждения диагноза в детскую больницу № 3, где рентгеновская установка работала, а после снова отвезли в инфекционную больницу. В итоге ребёнок, которому во время переездов не оказывалась необходимая реанимационная помощь, скончался на пороге стационара.

Следственный отдел по Тагилстроевскому району Нижнего Тагила СК России возбудил по факту смерти мальчика уголовное дело. В рамках расследования были проведены три комплексные судебно-медицинские экспертизы: одна – в Свердловской области, ещё две – в Российском центре судебно-медицинских экспертиз Минздрава в Москве. Областные эксперты утверждали, что Савелий Гладыш погиб из-за «комбинированной патологии лёгких и тяжёлого поражения печени», которое возникло якобы из-за бесконтрольного применения мальчиком в домашних условиях парацетамола. Они обвинили маму Анастасию Напольских в несвоевременном обращении за медицинской помощью и самолечении. Последние полученные экспертные заключения наряду с результатами иных следственных действий помогли Тагилстроевской прокуратуре и СК возобновить уголовное дело и утвердить обвинительное заключение в отношении врачей.

Выводы специалистов свидетельствуют о том, что к трагедии могли привести неверные действия врача-хирурга ДГБ № 3 В. И. Белова, фельдшера станции скорой помощи Г. В. Пропп, а также бывшего заместителя главврача инфекционной больницы С. Л. Кексель. Сроки давности по делу о причинении смерти по неосторожности уже истекли, поэтому уголовное преследование в отношении фельдшера и хирурга, которые признали вину, прекратили. Светлана Кексель отказалась признавать себя виновной, в связи с чем Тагилстроевская прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении неё.

«Кексель, являясь лечащим врачом ребёнка, правильно установив диагноз и назначив лечение, не приняла мер к проведению антибактериальной, дезинтоксикационной терапии, оксигенотерапии, коррекции электролитного баланса, направленной на устранение основного заболевания – пневмонии – и профилактику развития осложнений, не учла прогрессирование ухудшения состояния больного, требующего постоянного контроля жизненных функций и лечения в условиях отделения интенсивной терапии, фактически прекратила назначенное лечение, приняла неверное решение о консультации хирурга и транспортировке Савелия в детскую горбольницу № 3, в которых тот не нуждался», – говорится в заключении прокуратуры (есть в распоряжении редакции АН «Между строк»).

Анастасия Напольских надеется привлечь обвиняемую Светлану Кексель к ответственности за смерть сына, а также получить от неё 10 миллионов рублей компенсации морального вреда и вернуть средства, потраченные на похороны, адвоката и составление искового заявления. Кексель, которая сейчас работает врачом-инфекционистом в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, категорически отказывается признать свою вину. Сегодня на заседании она заявила судье Олегу Хорькову, что будет идти до конца.

Следующее заседание суда состоится 20 декабря. Бывшая замглавврача инфекционной больницы Светлана Кексель даст показания и обозначит свою позицию по этому делу.

Агентство новостей «Между строк»