После премьеры «Левиафана» тагильчане спорят: запретить фильм или организовать массовый просмотр для чиновников

«Левиафан» Андрея Звягинцева, собравший множество наград и ярлыков, поздно добрался до Нижнего Тагила. Московские зрители смогли оценить картину ещё 29 января, в Екатеринбурге премьера состоялась две недели назад. В Тагиле показ стартовал вчера, 19 февраля, в «Родине 3 D» и продлится всего неделю, до 25 февраля.

«У нас была настоящая борьба за этот фильм. Начиная с 12 января, я связывалась с компанией-прокатчиком и пыталась получить копию в Нижний Тагил,  рассказывает директор «Родины 3 D» Наталья Булыгина. – Но нам отвечали, что спрос на «Левиафана» большой, и нашему маленькому городу можно даже не надеяться на него. В итоге нам удалось добиться проката через две недели после официальной премьеры, всего на одну неделю, но мы всё равно рады, что покажем этот фильм тагильчанам».

К слову, в течение прокатной недели в Тагиле, сеансы будут идти всего по одному разу в день. Руководство кинотеатра признаётся, что не делает ставку на получение серьёзной прибыли от «Левиафана», и отдаёт по пять сеансов в день более хитовой мелодраме «50 оттенков серого». Но всё же у тех, кто ждал показа фильма Андрея Звягинцева на большом экране, есть повод сходить в кино.
Благодаря тому, что за месяц до предполагаемого начала кинопроката «Левиафан» нелегально попал в интернет, кинокритики и зрители успели обсудить картину ещё в январе. По отзывам ясно, что этот фильм либо любят, либо ненавидят. Определения «самый брутальный портрет современной России», «философская притча», «смелое разоблачение путинского режима» соседствуют с обвинениями в антиклерикальности, русофобии и политическом заказе Запада.

Министр культуры России Владимир Мединский заявил «Известиям», что не осуждает авторов, но его сильно резанула тема РПЦ в «Левиафане».

«Это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. (…) Жизнь дает сюжеты и похлеще, чем придумает любой матёрый сценарист. И то, что мы не стесняемся говорить об этом, в том числе языком киноискусства, говорит не о нашей слабости, а, напротив, о нашей силе. А вот тема Русской православной церкви, как она преподнесена в фильме,  это совсем уж перебор. За гранью. Это меня сильно и крайне неприятно резануло. Осуждать авторов за это  не моя ипостась. Но скажу так  «да воздастся каждому по вере его».

Из-за того, что в речи героев используется ненормированная лексика, у авторов возникли трудности с получением прокатного удостоверения в России. В копии, попавшей в интернет, цензуры нет, но в широкий кинопрокат «Левиафан» вышел со звуковой коррекцией.

«Артикуляция есть, а звука нет  это травма,  объяснил Звягинцев радиостанции Business FM.  Эти два дня я сидел и чертыхался, вспоминал их всех, этих депутатов, прозаседавшихся, весь этот идиотизм. Я надеюсь, что будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть острожный ненорматив, есть "18+"  этого достаточно. Кинозал  это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов её посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона? Откуда? Что это за дичь такая?»

На премьеру спорного фильма в Нижнем Тагиле администрация кинотеатра пригласила всех первых лиц города. Отметим, накануне начальник управления культуры Владимир Капкан заявил в эфире «Экорадио», что планирует сходить на «Левиафана», так как мэр Сергей Носов рекомендовал своим подчинённым, чтобы они «посмотрели этот фильм и задумались». Но ни Капкана, ни вице-мэра Пинаева, ни замглавы города Сурова, ни руководителя аппарата Ленды в зрительном зале не было, хоть их и ждали в «Родине». Из всех приглашённых в кинотеатре был замечен только глава Ленинского района Геннадий Мальцев. Он признался, что досмотреть «Левиафана» удалось со второй попытки, пиратскую копию выключил через 10 минут – не зацепила.  

«В общем, мне понравился фильм. Да, там отражены неприглядные стороны нашей реальности, но приходится признать, что некоторые вещи действительно случаются. Каких-то знакомых образов я там не увидел и оскорблённым себя не почувствовал. К тому же надо понимать, что это – видение режиссёра, мы видели другие фильмы Андрея Звягинцева, это его авторский взгляд. Я считаю, что «Левиафан» стоит один раз посмотреть на большом экране».

Старший преподаватель факультета художественного образования НТГСПИ (филиал РГППУ) Илья Федюнин признался, что «Левиафан» ему не понравился и ажиотаж вокруг картины ему непонятен.

«Фильм достаточно тяжелый. Была б моя воля, если бы сейчас был какой-то комитет, как при Сталине, который решает, допускать фильмы до широкой аудитории или нет, я бы ввёл цензуру. В этой картине нет положительных героев. Русских показывают какими-то штампами: предатели, злые, продажные, быдло. Я смотрел версию с матом, мне это было неприятно и непривычно. И чем дольше я смотрел, тем больше мне не нравился фильм, но я досмотрел до конца. Мне кажется, это какая-то фантастическая история. Ну так не бывает, чтобы на одного человека столько проблем разом навалилось. Это фантазии режиссёра. Немножко не понял логики некоторых поступков, например, гражданской жены главного героя. Для чего режиссёр так закрутил сюжет? Может быть, кино и стоит посмотреть, чтобы знать, каким не надо быть, как не надо поступать».

Один из сотрудников городской администрации, так же успевший посмотреть кино в интернете, назвал его непримечательным и не заслуживающим внимания. Себя и своих коллег сотрудник мэрии в картине не узнал.

«Фильм «Левиафан», судя по шуму, который творится вокруг него, уже стал этаким тестом на патриотизм, который выявляет, кто ты – западник-либерал или государственник-патриот (читай: «любишь родину, мать твою, или нет»). Кто её не любит, то есть либералы, нашли в фильме правдивую картину путинской России с её убитыми дорогами, чиновниками-упырями, попами-фарисеями и простом человеке, на котором всё и держится, но под гнетом обстоятельств только и остается, что глушить водку, которая, как нельзя кстати, сейчас подешевела. Кто родину любит, того фильм оскорбил: мол, низкосортная карикатура на Россию. Как по мне, так фильм не стоит ни записывать в шедевры, ни в запретное видео. Кому интересно, посмотрите. Что-то новое о России увидите? - Нет. Поймёте, куда нам дальше двигаться?  Нет. Станете свидетелем закрученного сюжета с метаморфозой героев и шокирующей концовкой?  Нет.
Пришел, посмотрел, забыл. Второй раз пересматривать не буду. На мой взгляд, тема «власть в России» более тонко и интересно раскрыта в «Нашей Раше», в сюжетах с депутатами Прониным и Мамоновым: 
- Золотой ты, человек, Юрий Венедиктович! О России всё думаешь!
- А о чём мне ещё думать, покуда в стране бардак такой творится!»

Зрители, которые успели оценить картину Звягинцева до премьеры, отмечают, что «звуковая цензура» испортила впечатление.

«Я смотрел этот фильм с субтитрами, они отвлекали немного. На большом экране с хорошим звуком ты погружаешься в фильм гораздо глубже,  рассказывает бизнесмен Алексей.  Но как только я заметил, что мат обеззвучен, впечатление смазалось. Если бы его хотя бы «запикали», были бы лучше, это привычнее. Но когда герой открывает рот, а звука нет – это портит всё. Я не вижу проблемы в нецензурной лексике, она в этом фильме всегда в тему, её не слишком много. Я в кинотеатре, пока сеанса ждал, больше мата услышал».

Почти одновременно с «Левиафаном» в соседнем кинозале начался сеанс мелодрамы «50 оттенков серого». Кассиры рассказали, что на премьеру фильма Звягинцева куплено меньше половины билетов. В то же время на экранизацию эротического романа британской писательницы Э. Л. Джеймс уже который день почти нет свободных мест, разве что в первом ряду.

Агентство новостей «Между строк»
Фото: kinopoisk.ru