Под Нижним Тагилом ищут обломки самолёта времён Великой Отечественной войны

Поисковики из Самарской, Курганской, Свердловской областей и Республики Татарстан приступили к поискам обломков пропавшего в годы Великой Отечественной войны самолёта ЛИ-2 под Нижним Тагилом. Специальная экспедиция будет работать с 21 по 27 августа у горы Старик-Камень. Также в поисках принимает участие тагильский поисковый отряд «Соболь».

Первые обломки этого самолёта в районе горы Старик-Камень два года назад нашёл житель Нижнего Тагила. Тогда же была организована и первая экспедиция. На месте крушения были обнаружены два двигателя с номерами, шасси, фрагменты обшивки летательного аппарата, гильзы от сигнальной ракетницы, инструменты, пуговицы, монеты 1939 года и фрагменты человеческих останков.

Через два года участники поисковых отрядов нашли на месте обнаружения самолёта орден Ленина. Как рассказала ТАСС председатель Свердловской областной ассоциации поисковых отрядов «Возвращение» Елена Скуратова, орден принадлежал директору воронежского авиационного завода № 18 им. Ворошилова Матвею Шенкману, который находился на борту разбившегося ЛИ-2. Исследователи установили, что самолёт разбился 12 мая 1942 года, в нём находились четыре человека: два лётчика, Матвей Шенкман, наладивший первое производство самолётов Ил-2, и заместитель главного инженера воронежского завода Лев Львов.

Новая экспедиция займётся сбором вещей и останков экипажа. Поисковики планируют найти потомков Шенкмана и передать им его личные вещи, пояснила Елена Скуратова.

«Он [самолёт] летел из Куйбышева (ныне – Самара), где находился эвакуированный из Воронежа завод, в Нижний Тагил на завод по ремонту самолётов, попал в сложную метеообстановку и, не дойдя 50 км до Нижнего Тагила, врезался в пику горы Шайтан. Экипаж решил не предупреждать аэропорт Нижнего Тагила о прилёте. По расположению фрагментов было понятно, что лётчики в последний момент пытались сделать вираж вправо», – рассказала руководитель поискового отряда «Рокада» Елена Соловьёва. 

Ли-2 – советский военно-транспортный самолёт, массовый выпуск которого был налажен в Ташкенте в 1942 году. Самолёт был построен на базе пассажирского варианта ПС-84 (1939 года), который, в свою очередь, был лицензионной копией американского Douglas DC-3. В СССР данный самолёт выпускался до 1952 года. За это время удалось собрать более шести тысяч единиц. Ли-2 (ПС-84) активно использовался во время Великой Отечественной войны. Последние самолёты данного типа в СССР были сняты с эксплуатации только в конце 70-х годов прошлого века.

Агентство новостей «Между строк»

Фото: ассоциация патриотических отрядов «Возвращение»