Почти два века она наблюдает за нами свысока

Автор: Оксана Исупова

В этом году башенке на Лисьейгоре исполняется 195 лет. Это старейший символ, ставший свидетелем всехисторических событий Нижнего Тагила. Шпиль постройки, устремленный высоко внебо, привлекает внимание туристов. Изначально, башня, как и основная частьнашего города, была деревянной, и лишь в 1818 году она приобрела тот облик, вкотором и сохранилась до наших дней.
- Башня на Лисьей горе – это сложившийся символ Нижнего Тагила. Таких насамом деле немного. Да, башен, вообще, в мире немного. Каждая окутана ореоломтаинственности и романтичности, не исключение и наша. Вся история городапрошла, можно сказать на ее глазах, башня в курсе всех тагильских секретов,– рассуждает заведующая научно-методичным отделом музея-заповедника«Горнозаводской Урал»  Людмила Ковальчук.  
В разные времена домик выполнялразличные функции. Изначально постройка задумывалась как пожарная каланча - чрезвычайныеситуации, в нашем городе  были явлениямине редкими. Во время пожара здесь загорались яркие огни фонарей и трезвонилнабатный колокол. Существует версия, что в  середине 30-х годов 19 столетия на горерасполагалась обсерватория. Эту гипотезу выдвинул журналист Марлис Рафиков,собрав воедино несколько интересных фактов. Старинный телескоп и ахроматическаязрительная труба, которые хранятся сейчас в музее, являются прямым подтверждениемтого, что 200 лет назад тагильчане наблюдали за звездами и небесными телами. В1837 году наш город посетил молодой император Александр II, сопровождавшая его делегация, куда  входили известный поэт Василий Жуковский иполковник Юрьевич, восхищалась необыкновенной красой горы. Именно Юрьевич  и назвал знаменитую башенку обсерваторией вписьменном рассказе о Тагиле своей жене.


В гражданскую войну башня служиланаблюдательным пунктом, причем, как для красных, так и для белых. В 1956 годутут находился телевизионный ретранслятор, а колокол когда-то оповещал о концерабочей смены на заводах.
Одним словом, немалую службунесла постройка тагильчанам. Но прежде всего это удивительный архитектурныйпамятник, которым восхищались художники и поэты.
- Конечно, сейчас нашей башне не достает деталей, не хватает балкончиков,металлической винтовой лестницы, которые были раньше. Но, несмотря на это, еепродолжают любить, как местные жители, так и туристы. Люди до сих пор судовольствием поднимаются сюда, посещают пешеходные экскурсии, – продолжаетЛюдмила Ковальчук.
Гулянье на Лисьей горе – старыйпраздник, пользовавшийся популярностью у жителей города еще в 19 веке.Масштабное событие, сопровождающееся песнями и плясками, объединялопредставителей разных сословий. Позже этот обычай был забыт, однако, вернулсяснова через полтора столетия. Впервые, после долгого затишья праздник прошел в1994 году, и постепенно приобрел статус общегородского. Инициатором возвращениядоброй традиции стала Ольга Анисимова, ныне директор Драматического театра.

- Ольга Георгиевна, как возникла идея вернуть старый тагильскийпраздник?
- Ой, я тогда заведовала отделом культуры Ленинского района. Помню,как в музее увидела знаменитую картину Исаака Худоярова «Гулянье на Лисьейгоре», и решила: а почему бы не вернуть праздник, проходивший когда-то стольвесело. Мы собрали все учреждения культуры, спортивные школы, квартальныеклубы, пригласили к участию детские городские лагеря дневного пребывания. Вмарте 1994 года, всем дали задание подготовиться к выступлению.

- Учреждения культуры восприняли ваше предложение на «ура»?
- Да нет, сначала все былипротив. Однако потом, увидев, во что превратилась затея, возмущенных уже небыло. Гулянья снова стали традицией. Это было шикарное праздничное шествие,которое начиналось от «Современника». Пышное, костюмированное представление:шли учреждения культуры, актеры. Ну, а потом все поднимались на саму гору.Праздник шел где-то четыре – пять часов. Долгое время главной гостьей былаХозяйка медной горы - актриса драматического театра Нелли Саловская, кстати,костюм сохранился до сих пор. В организации мероприятия принимали участиямногие.  Помню,  на первое гулянье, в 1994 году, ресторан «Мэтр»,испек 1000 штук пирожного, которые потом бесплатно раздали всем гостям.  А вообще в разные годы, тут чего только небыло: раздавали мороженное, пекли пироги, студенты кулинарного училищадемонстрировали свои поварские навыки. Вся Лисья гора была разбита на несколькоплощадок. Центральная закреплялась за дворцом «Юбилейный», они представлялипраздничную программу, ну, а на других, была интересная всякая всячина: искульптуры, и рыцарские турниры, конечно, не обходилось без музыки и танцев.Тагильские и иногородние коллективы приезжали и выступали на гуляньях.  Кстати, праздник существует до сих пор,проводится все также летом, но уже без красочного шествия.

- Как часто башню и саму гору приводили в порядок?
- Вообще, как только пришла идеявозобновить гулянья, первое, чем предстояло заняться, это убраться на месте.Там было все в безобразном состоянии. Столько битого стекла. По традиции,красили башенку весной, перед праздником, уборка проводилась по мерезагрязнения, активное участие принимали мэрские отряды. Конечно, мусора всегдабыло предостаточно, при этом, не столько обидно, что полно бутылок – люди же ихбили.

- Какое значение имеет Лисья гора и знаменитая башня для города и длякаждого тагильчанина в отдельности?
- Ну, это наш символ. В последнеевремя к нашему городу активный интерес проявляют туристы. Было бы неплохо, еслибы нашлись инвесторы, и проложили здесь туристическую тропу. Можно было бы построитьнебольшое кафе, открыть сувенирные лавки, где приезжие могли бы приобрестичто-то на память о Тагиле. Но только это не должно стать балаганом, и, конечно,нововведения должны соответствовать исторической концепции здания. Место здесьдействительно памятное, знаковое, одно из главных. С Лисьей горы открываетсявся городская панорама. Конечно, за ней надо следить, тут всегда должен бытьпорядок, чтобы и приезжим и горожанам было приятно.
Кто курирует Лисью гору сейчас-  непонятно. Наш корреспондент обратилсяс этим вопросом в пресс-службу Администрации города. Оттуда нас отправили вУправление городским хозяйством, городское хозяйство перенаправило в службузаказчика. «Хороший вопрос» - заявили последние, и вежливо отстранились.
Как предположила руководительпроекта «Демидов-парк», Маргарита Кузовкова, не исключено, что у башни будеттакая же печальная судьба, как и у музея-завода им. Куйбышева: будет стоятьбесхозная и никому не нужная, пока не появятся какие-нибудь активисты издругого города, проявившие желание навести там порядок.
Как же все будет на самом деле? Хороший вопрос…