Автор: Егор Бычков

Основные конкурсы на строительство дорог в 2013году уже разыграны. В дорожное строительство вкладываются рекордные запоследние годы суммы. Но могут ли тагильчане быть уверены в том, чтопередвижение по дорогам станет комфортным?
Однимиз важных факторов качественного ремонта дорог является сумма прибыли,получаемой строителями. О том, как распределяются средства на ремонт тагильскихдорог -  в нашем материале.
«Шалинское строительное управление» заключилосамый крупный дорожный контракт – почти на 700 млн рублей. Эту суммупредприятие не будет осваивать единолично. По информации наших источников, 270млн из неё по договору субподряда будет осваивать «УБТ-Сервис», около 150 млн –«ТагилДорСтрой». Как правило, сметная прибыль по дорожным контрактам составляет10 процентов от суммы контракта. «Шалинское строительное управление», какгенподрядчик, имеет право оставить себе 5 процентов от суммы контракта. Тоесть, по сути, не выполняя никаких работ, «Шалинское управление» получитнесколько десятков миллионов рублей. Но и это не все.
«УБТ-Сервис»и «ТагилДорСтрой» так же находят себе субподрядчиков - по сути, уже третьезвено в цепочке «распила» дорожных средств, и так же могут оставить себе допяти процентов от суммы контракта. По нашей информации, «ТагилДорСтрой»планирует заключить договор субподряда с «ТагилДором» (компания контролируетсясыном директора «ТагилДорСтроя») на сумму 69 млн рублей. К слову, Глава городавыступил против этого решения, заявив, что не желает ничего слышать о«ТагилДоре». 
Такая система, получившая негласное название «Матрёшки»- болезнь всей страны, а не только отдельно взятого Нижнего Тагила. Вопросы отом, чтобы закрепить на законодательном уровне запрет на вереницусубподрядчиков, поднимается с завидной регулярностью. Но воз и ныне там... Те,кто реально занимается строительством дорог, получают гораздо меньше средств,чем те, кто заключил контракт с администрацией.
Вспомнитьтот же «Форатэк», ремонтировавший Южный въезд. У этой компании, близкой кэкс-губернатору Мишарину, не было ни одной единицы дорожно-строительной техники,а цепочка субподрядчиков на ремонте этой дорогостоящей дороги, растянулась аждо восьмого уровня. Стоит ли удивляться, что дорога была сделана некачественно?
Компания «Форатэк», кстати, заявлялась в этомгоду на аукцион по строительству улицы Индустриальной. Но победил «Свердловскавтодор»,счищающийся близким к областному министру транспорта Александру Сидоренко. 
Строить же дорогу будет «Невьянское ДРСУ»  - филиал «Свердловскавтодора». Со слов источников,знакомых с ситуацией, и «Шалинское строительное управление», и «Свердловскавтодор»контролируются одними и теми же людьми при участии главы Минтранса Сидоренко. А результаты проведенных аукционов являютсяследствием кулуарных договоренностей. 
Рассказывают забавный случай. На совещании уГлавы города на тему дорожного строительства, поднимался вопрос о результатахработы комиссии по итогам прошлого года и о дорожном строительстве в нынешнем году.Отвечать за недочеты ремонта прошлого года и за исполнение дорожного контрактав этом году, поднимался один и тот же человек, в обоих случаях являясьпредставителем разных компаний. 
Глава Нижнего Тагила Сергей Носов на совещанияхпо ремонту дорог не раз просил строителей не создавать «матрешек». Но ужесейчас можно уверенно заявлять, что цепочка субподрядов в этом году сохранится.В итоге, большую часть прибыли получат те, кто дороги не строил.  Заключил договор субподряда - и все, деньги в кармане.Эдакие «дорожные спекулянты».  У тех же, кто являетсяконечным строителем по таким договорам, практически не остается возможностизаработать. 
Помимо желания получить «легкие» деньги насубподрядах, есть и еще причина, по которой субподрядов не избежать. Дело втом, что ни одна компания не сможет самостоятельно освоить такие большие суммы- не хватит ни техники, ни человеческих ресурсов. Казалось бы, эту проблемуможно решить, разделив контракт в 700 млн на несколько частей, а не разыгрыватьодним лотом. Такое решение нашло одновременную поддержку и со стороныадминистрации города и со стороны областных властей. В Тагиле говорят о том,что администрации проще контролировать 2-3 подрядчиков, чем 10. А областниковэто устраивает потому, что этих 2-3 подрядчиков «назначают» именно они.
Видимо, противостоять этой порочной системе, нев силах даже Глава города. Его ресурса не хватает для того, чтобы уменьшитьаппетиты областных чиновников или одновременно контролировать множествостроительных фирм. А значит те времена, когда компания-победитель аукциона будетсама строить дороги, причем делать это качественно,  наступят не скоро.