Минфин подготовил законопроект о завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли, пишет «Коммерсантъ». В случае одобрения поправки смягчат рост цен на бензин и дизельное топливо для потребителей, но приведут к росту цен на другие нефтепродукты — например, мазут и битум — в полтора раза и больше.
Ранее, 9 июня, Минфин разослал законопроект участникам процесса, а 14 июня его будут обсуждать на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Через неделю поправки рассмотрят на заседании правительства, а после этого внесут в Госдуму. Манёвр заключается в постепенном (с 2019 по 2024 год) снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до их полной отмены и одновременном росте НДПИ на нефть. В результате экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, но внутренние цены на них вырастут. Таким образом власти надеются привлечь в бюджет 1,6 триллиона рублей.
Чтобы избежать сильного роста цен на топливо, Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть для тех нефтеперерабатывающих заводов, которые выпускают бензин. Вместе с этим министерство предлагает ввести плавающий акциз — возмещать компаниям половину разницы между внутренней и экспортной ценой топлива. В результате этих мер, как ожидается, рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо составит около 400 рублей на тонну в год (примерно 0,3 рубля на литр), но цены на другие нефтепродукты вырастут гораздо сильнее.
Собеседники издания в нефтекомпаниях объяснили, что цены на авиакеросин повысить с нынешнего уровня невозможно, так как иностранные компании тогда перестанут заправляться в России. Рост цен на судовое топливо источники газеты оценивают примерно в 15%. В подорожании битума Минфин больших проблем не видит, «учитывая, что в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн рублей», отмечает «Коммерсантъ».
Как заявляют собеседники газеты, «Роснефть» в обсуждении поправок фактически не участвовала.
«Они на совещаниях говорили, что манёвр в принципе не нужен. Но так как президент принял решение, что манёвр будет, не было пространства для диалога», — рассказал источник издания.
Напомним, в конце мая «Ведомости» писали, что президент Владимир Путин принял решение о завершении налогового манёвра, о котором Минфин и нефтяная отрасль спорили более двух лет. Главным аргументом в поддержку манёвра, как отмечала газета, стала необходимость найти деньги на исполнение нового «майского указа» Путина.