Изолированные в Тагиле. Создательница «Гончарного двора» Любовь Новогрудская — о любви к древнейшему ремеслу, магии фильма «Привидение» и переезде после карантина

Несколько лет назад тагильчанка Любовь Новогрудская занимала хорошую должность в РЖД, а сейчас часами корпит над изготовлением керамических изделий. После получения высшего экономического образования девушка долгое время искала своё истинное предназначение, пока не познакомилась с гончарным кругом. Взаимная любовь возникла с первого прикосновения. Теперь тагильчанка не только сама создаёт уникальные работы из глины, но и обучает гончарному делу жителей города. О тонкостях работы с керамикой, влиянии мелодрамы «Привидение» и сохранении одного из древнейших ремёсел на земле Любовь Новогрудская рассказала в интервью АН «Между строк».

За гончарным кругом время летит незаметно

Жизнь Любови в корне изменила случайная встреча с человеком, который заинтересовал её искусством изготовления керамики. В Тагиле гончарное дело совсем не было развито, поэтому она решила посетить другие города, чтобы ближе познакомиться с древнейшим ремеслом, мастерами и наконец реализовать свою творческую составляющую.

«Первым городом, в который я приехала, стала Москва. Приехала к керамисту, у которого была своя гончарная школа. Он создатель глазурей, а это целая наука. Сам процесс сложный, да и оборудование нужно специальное. Пока я не берусь за создание глазури, у меня другие цели, но, думаю, чуть позже я дойду и до этого. Также я обучалась мастерству в Екатеринбурге, Самаре и Санкт-Петербурге. Все свои путешествия за границу старалась планировать так, чтобы совместить их с походом в какую-нибудь гончарную мастерскую. В каждой стране своя традиционная керамика, и мне было интересно изучить, где какая глина, технологии используются. В Грузии, например, потрясающая керамика», — рассказывает Любовь Новогрудская.

Благодаря знаниям, полученным от других керамистов и из книг, Любовь стала самостоятельно изготавливать уникальные вещи ручной работы, которые невозможно найти ни в одном масс-маркете. Сначала для себя и знакомых, а потом уже на заказ. В начале 2017 года она решила пойти дальше и организовала за городом мастерскую «Гончарный двор». Тогда у тагильчанки был один помощник и только основное оборудование. Изготовленную керамику она развозила по нескольким торговым точкам, часть товара выставлялась в Екатеринбурге.

«Мне очень нравится работать с гончарным кругом, — признаётся тагильчанка. — Можешь утром сесть, увлечься работой, пропустить обед. Иной раз очнёшься — уже 6 вечера. Время летит, а ты всё работаешь и работаешь, поэтому что это затягивает, ты не можешь остановиться. Конечно, гончарный круг вытягивает из тебя много энергии, но сам процесс и конечный результат стоят всех усилий и времени. Ручная лепка тоже имеет для меня какую-то магическую силу, но гончарный круг я всё же люблю больше».

Перед тем как начать изготавливать изделие, мастерица рисует его эскиз, указывая натуральные размеры. Поэтому когда она берёт в руки глину, то уже точно знает, какая вещь должна получиться на выходе.

Многие парочки приходят на мастер-классы после просмотра фильма «Привидение»

Сегодня в «Гончарном дворе» можно найти множество функциональных вещей: чайные наборы, бокалы, интерьерные вазы, менажницы. На изготовление только одной вещи уходит две-три недели. Если она делается на заказ, то перед тем, как приступить к работе, мастерица старается выяснить как можно больше информации о том, кому её подарят и где именно она будет находиться.

«Если это посуда, например кружка, нужно понимать, какие чувства она будет вызывать при прикосновении, какого размера рука человека, который будет пользоваться ей, что именно он будет пить из неё. На каком столе она будет стоять — деревянном или стеклянном, — от этого зависит её форма. Если это горшок, важно узнать, какой цветок будет в нём, чтобы он сочетался с фактурой, с дизайном. Вообще создание керамики — это непростой процесс, здесь требуется понимание химических процессов, законов физики, эргономики. Нужно быть художником и немного дизайнером. Бывает, делаешь самую простую тарелочку две недели, обтачиваешь её, сушишь, переворачиваешь несколько раз в день, глазуруешь. А при последнем обжиге появляется трещина. Нужно быть готовым к такому и воспринимать это как очередной опыт», — отмечает Любовь Новогрудская.

 

Изначально тагильчанка не планировала организовывать в городе стационарную торговую точку и проводить мастер-классы по изготовлению посуды и других вещей. Но желающих поработать с глиной оказалось очень много, интерес к керамике среди жителей города заметно вырос. Поэтому в начале 2019 года она взяла в аренду небольшие помещения на проспекте Строителей в центре Нижнего Тагила. Групповые мастер-классы проводились два раза в месяц, немало жителей города приходили и на индивидуальные занятия.

«Кто-то ходит в спортзал, а кто-то — ко мне на мастер-классы, — говорит мастерица. — Люди приходят абсолютно разные, но все они однозначно творческие, одухотворённые, их связывает какая-то внутренняя нить, вибрационная чувствительность. Но даже тот, кто ни разу в жизни не прикасался к глине, после знакомства с ней, после того, как сделает что-то своими руками, уходит от меня в полном восторге. Мужчины, которые, казалось бы, далеки от творчества, втягиваются в процесс. Многие не ожидают, что им по первости сложно будет сделать даже небольшую кружечку. Парочки приходят на мастер-классы после просмотра фильма “Привидение”».

Патрик Суэйзи и Деми Мур, пытающиеся слепить в четыре руки вазу из глины, — самая известная и трогательная сцена фильма «Приведение». Она вошла в «золотую коллекцию» мирового кино. Неудивительно, что многие влюблённые вот уже 30 лет пытаются повторить её в различных гончарных студиях и мастерских.

После карантина «Гончарный двор» переедет на новое место

В марте в Нижнем Тагиле ввели режим самоизоляции из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и мастер-классы «Гончарного двора» пришлось временно отменить. Из-за этого, а также по причине закрытия магазинов, в которых продавалась керамика, самозанятая Любовь Новогрудская потеряла часть прибыли. Сейчас через соцсети она продолжает принимать заказы на изготовление посуды и ваз из керамики. После отмены карантина, летом, тагильчанка планирует открыть мастерскую и развивать гончарное дело в новом месте.

«У меня основная мастерская долгое время была за городом, — признаётся мастерица. — Карантин стал той самой жирной точкой, когда я сказала себе, что так больше продолжаться не может. Поэтому скоро торговый и производственный цеха объединятся, будут в одном месте. Сейчас я все заказы принимаю из дома, в город не выезжаю. У нас работает доставка и самовывоз, всего в процессе задействованы три человека. Производственные объёмы мы пока сократили, а сроки увеличили. Я всё время сейчас нахожусь дома с сыновьями, одному будет 4 года, другому 7 лет. Работать в прежних объёмах, когда детям нужно постоянно уделять внимание, невозможно. Стараюсь, чтобы они не подходили близко, когда я что-то делаю. Потому что одно неловкое движение на гончарном круге разрушит абсолютно всё».

Едят и пьют сыновья тагильчанки из кружек и тарелок, которые сделали своими руками. Старший при этом уже разбирается во всех видах обжига и знает, как работать с глазурями и ангобами.

После смягчения ограничительных мер Любовь Новогрудская также планирует взять на работу ещё одного сотрудника, который будет помогать ей с мастер-классами. Сама она планирует уделить время изучению художественной керамики и других, пока не изведанных ею направлений.

«Мне хочется расширить горизонт своей деятельности. Показать людям, что керамика — это не только вазочки, посуда. В будущем меня не будет уже в этой жизни, людей многих не будет, а керамика останется. Останется то, что я когда-то сделала своими руками. Сегодня во время раскопок находят удивительные вещи, они хранятся веками. Это же целая история, не только искусство. Понимаете, какая ответственность лежит на нас? Мы должны сделать изделие так, чтобы потом, когда его найдут, оно выглядело достойно», — говорит Любовь Новогрудская.

В последние годы гончарное дело популяризируется в российских городах в основном в рамках развития внутреннего туризма. Ему не уделяют должного внимания. Любовь Новогрудская надеется эту тенденцию переломить и привить тагильчанам любовь к красиво и качественно сделанной керамике. Особенно к той, что изготовлена из уральской красной глины.