В Дзержинскую прокуратуру Нижнего Тагила поступила коллективная жалоба на сеть ресторанов «Якуми». Незадолго до этого из заведения на проспекте Космонавтов массово уволились сотрудники.
«Якуми» - сеть общепитов японской кухни, зарегистрированная на ООО «Самурай» Рината Субхангулова. В Нижнем Тагиле до недавнего времени было пять заведений под вывеской «Якуми». Но одно из них – ресторан в КРЦ «Рай» на улице Папанина – теперь закрыто.
Жалобы на плохое обслуживание, несвежие продукты и антисанитарию клиенты «Якуми» оставляют в сообществе «Чёрный список Нижнего Тагила» «ВКонтакте».
«В Якуми на Папанина в мороженом были найдены 4 красивых ногтя», - пишет в соцсети Яна Свистунова и прилагает фото.
«После того, как показали этот ужас (таракан), сотрудники по очереди звали друг друга минут 10, - рассказывает Екатерина Пушкина. – После чего управляющая просто предложила нам сменить напиток, без капли сожаления и без извинений».
Но если посетители могли просто обходить стороной данные заведения, то вот их работники попали в ловушку.
По словам бывших сотрудников, многие официанты, менеджеры и повара устраивались в «Якуми» неофициально: без записи в трудовую, без договора подряда и даже без оформления санитарной книжки. В итоге не все смогли получить заработную плату.
«Я могу сказать как человек, проработавший в «Якуми» недолго (5 месяцев), работала на Энтузиастов, это мрак полный!!!», - рассказывает пользователь с ником Teddy Bear.
«Субхангулов Р.Р, Вы зарплату отдавать собираетесь? – возмущается Дмитрий Хмельницкий. - Сколько можно завтраками кормить?»
«У меня мама на пенсии пошла туда работать, официально никто не трудоустраивает! – жалуется Мария Поправко. - В начале з/п платили вовремя, потом начались задержки, мама работала с утра до ночи, неделями без выходных, работать было некому. Решила уволиться... Итог: зарплату за апрель и май не видит!!!»
Бывшие работники признаются: кому-то не хватило смелости настоять на официальном трудоустройстве, другие вообще не придавали значения таким «мелочам», лишь бы зарплату вовремя давали.
«Мне нужны были деньги, - рассказывает Татьяна Савченко. – Я устроилась менеджером, оформление для меня было вопросом второстепенным. У меня маленький ребёнок, живу я на съёмной квартире. Посудила так: лишь бы платили, а позже можно будет и устроиться».
В феврале 2015 года за работу менеджера в «Якуми» Татьяне пообещали 20 тысяч рублей. Девушка приехала в Нижний Тагил из Алапаевска с четырёхлетним сыном. Её подруга Алёна Бастрикова устроилась поваром в том же ресторане на улице Космонавтов, ей пообещали 30 тысяч рублей. Подсчитав доходы, девушки решили снимать квартиру вместе. Недалеко от работы они нашли двухкомнатную квартиру всего за восемь тысяч рублей.
«А теперь нам пришлось переехать вот сюда, - окидывает взглядом «новую» квартиру Татьяна. – Здесь нельзя жить с ребёнком. Но делать нечего. Мы за предыдущую квартиру задолжали 16 тысяч рублей. Это за два месяца. И по чьей вине? По вине Рината Субхангулова».
«Два месяца он кормил нас завтраками, - рассказывает Алёна Бастрикова. – Мы у него спрашиваем, где зарплата, когда будет, а он в ответ: «Разберёмся». Это ещё хорошо, что просто не убегал. А бывало и такое».
По словам Савченко и Бастриковой, в «Якуми» на Космонавтов зарплату задерживали всем работникам - для выдачи касса не успевала пополняться. Объезд по ресторанам для сбора денег совершал либо сам Субхангулов, либо его жена Елена.
«Мы без зарплаты сидели, а Елена не стеснялась в бухгалтерии хвастаться покупкой сумки за двадцать тысяч рублей, - возмущается Татьяна. – Она, бывало, деньги на личные нужды из кассы забирала, а у меня повара отказывались на смену выходить, потому что им платить было нечем. Да мне самой не на что было квартиру оплачивать и ребёнка кормить, а эта мадам сумки дорогущие покупает!»
В июне, после массового ухода работников из бара на улице Космонавтов и закрытия ресторана на Папанина, бухгалтер Евгения Варганова уволилась из-за хамского поведения своего начальника. Об этом она сообщила в переписке с Савченко.
- Я тоже больше не хочу выходить, - сообщает коллеге Савченко.
- Тогда зарплаты точно не будет, - отвечает Варганова. – Он [Ринат Субхангулов – прим. ред.] просто забьёт на выплаты. Я после этих выходных тоже уже не могу».
Так что сейчас в «Якуми» образовалось сразу несколько вакансий: требуются повара, кондитеры, менеджеры, мойщицы, бухгалтеры.
«Этот Ринат вообще нагло с работниками себя вёл, - говорит Татьяна. – Мог обматерить, наорать, послать куда подальше. Я слышала про парня, которого он избил даже. В меня он однажды рисом кидался».
Однако, по словам девушек, даже у такого грозного босса были свои любимчики.
«С нами работал парень из Узбекистана или Таджикистана по имени Али, - рассказала Савченко, - Работал он поваром, и случилась с ним какая-то кожная болезнь. А так как повар он единственный, деньги на его лечение пошли из кассы ресторана. Говорят, этого Али отправляли куда-то в США. Ринат вообще его очень ценит, потому что проще этому Али одному платить, чем двум другим поварам. А так да, когда Али здоров, он работает на кухне один, смена у него каждый день. Я слышала, что другого выбора у него нет. С документами у него вроде как непорядок, а на родину вернуться не может из-за судимости».
«Ринат - человек хитрый и непорядочный. Когда в ресторан приехала проверка, у него один из сотрудников налоговой спросил, где найти хозяина Рината Субхангулова. И что вы думаете? Ринат ответил, что не знает такого, и втихушку смылся из ресторана. Отдуваться пришлось девочкам из бухгалтерии».
По словам бывшего курьера «Якуми» Дмитрия Хмельницкого, Субхангулов и от собственных работников порой скрывается. Молодой человек, настойчиво требующий свою заработную плату, теперь в чёрном списке у бывшего босса – дозвониться невозможно.
«Тех, кто не успевал пополнять продукты по списку вовремя, штрафовали, - объясняет Татьяна Савченко. – Вот такая вот ерунда. Мне не платят деньги, обещают заплатить позже, но пока я жду, часть обещанной зарплаты сокращается из-за штрафов».
Субхангулов, по словам бывших работников, часто говорил им: «Только смерть может быть уважительной причиной невыхода на смену». В июне пятеро сотрудников «Якуми» вместо выхода на смену предпочли написать заявление в прокуратуру.
«Недовольных Ринатом гораздо больше, - говорит Алёна Бастрикова. – Но поддержали нас не все. Люди просто продолжают надеяться на зарплату».
Попытки АН «Между строк» связаться с самим Ринатом Субхангуловым ни к чему не привели. По телефону, который дали работники «Якуми», мужской голос отвечает, что никакого Рината не знает. Елена Субхангулова о компании «Якуми» рассказать ничего не может – «всё вопросы лучше задать мужу».
Обиженные работники «Якуми» больше не пытаются связаться с бывшим шефом. Они убеждены, проблему можно решить только в суде.
«Ринат же специально нанимает на работу либо приезжих, либо студентов. Потому что от них легче всего отделаться, - говорит Савченко. – Мы теперь жалеем, что на видео всё происходящее в ресторане не снимали. Все нарушения на кухне не фиксировали, не сфотографировали всех тараканов. Столько всего набралось. Однажды Ринат собственноручно пойманную рыбу принёс на кухню, чтобы мы её приготовили для клиентов. Ещё одна его любимая фразочка: «Когда протухло, тогда срок годности и истёк».
Прокуратура Дзержинского района начала проверку.
«Пока изучаем материалы, - сообщил помощник прокурора Андрей Бызов. – Конкретные действия ещё впереди».
Агентство новостей «Между строк»