Игра в «танчики», как вторая работа

Игра в «танчики», как вторая работа

Сергей Писоцкий, более известный игровому сообществу под ником Diver233, является менеджером команды Virtus.pro, а также признанным профессиональным игроком в различных киберспортивных чемпионатах российского, европейского и международного уровня. Несмотря на свои 32 года, а также жену и детей, прекращать игровую карьеру он не собирается. В интервью с журналистом АН «Между строк» про-игрок рассказал, как можно зарабатывать деньги, играя в World of Tanks, как дела с киберспортом в России и как собрать по-настоящему сильную команду.
Добрый вечер, Сергей!
- И вам добрый.
Значит, вы менеджер? В играх участие уже не принимаете?
- Иногда принимаю, но в большинстве случаев это форс-мажорные обстоятельства, когда кто-то из игроков по каким-то причинам не явился на турнир. В частности, как у нас было на первом сезоне Wargaming Лиги, когда одному из игроков не сделали вовремя паспорт, и он не смог поехать в Швецию, где проходил турнир. Но в целом, карьеру про-игрока я уже больше как полгода закончил.
А сколько лет вы уже играете?
- В разные игры я играю очень давно. Я был в топ-4 Израиля по игре Counter Strike в свое время, в «Танки» играю со времен ЗБТ (закрытый бета-тест игры, проводился с конца 2009 года по лето 2010 года – прим.ред.) и, в принципе, все титулованные турниры, которые были в рамках игры, я в них участвовал и, в большинстве случаев выигрывал. Я был частью самых сильных команд на турнирах: даже если говорить про «Уральскую сталь», то я выигрывал и в прошлом, и в позапрошлом году этот чемпионат, находясь в составе команд-победительниц.
Признаться, несколько удивлен вашим возрастом. Я ожидал увидеть какого-нибудь 20-летнего паренька…
- А сколько вы мне дадите?
По крайней мере, не меньше 30 лет.
- Почти угадали. Буквально позавчера мне исполнилось 32 года.
- С прошедшим вас. Но бытует мнение, что киберспорт – это для молодёжи, максимум, лет до 25. А дальше и дела несколько важнее должны появляться, не так ли?
- Во-первых, сразу хочу сказать, что мне прекрасно удается совмещать реальную жизнь с виртуальной. Слава богу, и в семье все хорошо, и с экономическим состоянием. Но я остаюсь молод душой, по-прежнему сильно люблю киберспорт и, наверно, буду играть еще очень долго. Конечно, у каждого про-игрока рано или поздно наступает переломный момент, когда возраст уже дает о себе знать. Например, я закончил играть в CS, когда понял, что уступаю молодёжи в реакции. Тогда мне нужно было сделать выбор: либо уходить насовсем, либо делиться своим опытом и теми наработками, которые у тебя были. Мой выбор вы уже поняли. Я считаю, что на сегодняшний день есть очень мало людей, которые понимают, как правильно заниматься менеджментом подобных игровых составов. Один из них – это Алексей LeX Колесников – менеджер проекта Virtus.pro в целом и очень известная в киберспорте личность. Я, не смотря на свой опыт, продолжаю у него учиться: всё-таки 4-хкратный чемпион мира по Counter Strike – это вам не просто так на улице постоять. Он знает, как подбирать составы, какие вещи нужно делать, чтобы команда добивалась результатов.

Скажите, а откуда вы родом?
- Родился я в Украине, ровно половину жизни прожил там, после чего переехал в Израиль. Там доучился, отслужил и параллельно со всем этим играл в игры. Очень увлекся и даже работать устраивался в компанию, которая разрабатывает игры.
Не зря родился у меня этот вопрос. Значит, вы выросли, как игрок, в относительно благоприятной среде. А что вы думаете о российском киберспорте?
- Знаете, мне доводилось слышать очень много разных версий и рассуждений, в том числе и от главы Федерации киберспорта России. Но всё сводится к одному – компьютерный спорт до сих пор не развит в этой стране. Прямо как моя жена: конечно, всячески поддерживает, но очень не любит, что я занимаюсь игрушками. Потому что ко всему надо подходить ответственно и, в определенный момент ты понимаешь, что твое хобби, которое приносит тебе малые доли от общего дохода, начинает занимать до 80% твоего времени. И размен «время-деньги» именно такого рода плохой. Кроме этого, взять хотя бы последний год: я летаю в командировки по World of Tanks чаще, чем по работе. «Танки» – это сейчас одна из самых популярных дисциплин в России, просто потому что это первая игра, которая серьёзно вложилась именно в киберспорт. И разработчики Wargaming в этом вопросе – очень грамотные ребята. Но в целом, с Европой никак не сравниться. Я не представляю себе в России такого рода мероприятие, как DreamHack или GamesCom, в которые не приходится заманивать людей тем, что ты им пообещаешь халяву, много халявы. Но и то, вы видите – средний возраст тех, кто приходит сюда – школьники средних, иногда старших классов. На том же DreamHack’е в большинстве своём – взрослые люди. Довелось мне пообщаться с одним из европейцев: у него свой бизнес, большая торговая сеть по всей стране. На вопрос «Зачем приехал?» отвечает: «Просто так, потусить». Представляете, солидный такой дядя, уже за 50 лет, 3 дня ночует в спальном мешке, в ангаре просто потому, что ему прикольно.

Аудитория турнира «Уральская сталь-2013»

То есть, занятие киберспортом всё же приносит больше удовольствия, чем реального дохода?
- Это правда, но неполная. Попробую объяснить на своем примере. Когда я был в РЭД’ах (первый крупный клан в игре World of Tanks – прим.ред.), этот коллектив не собирался зарабатывать на игре деньги. Был человек, который просто финансировал это сообщество в силу возможности и ради интереса. Virtus.Pro в этом плане имеют другой подход. Один из генеральных директоров нашей команды изначально вкладывал в игроков средства для получения выгоды. Насколько я знаю, ему уже не раз предлагали продать команду за сумму, в несколько раз превышающую начальные вложения. Реально, даже с нынешним статусом киберспорта, начать зарабатывать деньги. Реально, чтобы ваш киберспортивный проект был прибыльным. Просто для этого нужно, как и в бизнесе, правильно подобрать кадры, которые будут заинтересованы своим делом на идейном уровне. Но, если опять же сравнивать с Европой, объемы оборачивающихся денег совершенно другие. Остается лишь надеяться, что российский киберспорт когда-нибудь подтянется до международного уровня. Честно говоря, я считаю, что для России – это хорошая альтернатива.
Альтернатива чему?
- Времяпрепровождению ребят. Пусть уж лучше они за компьютером посидят, чем у него появятся пристрастия к алкоголю или наркотикам.
Последнее время более распространено «пусть лучше на турниках повисят, чем за компьютером посидят».
- На турниках повисеть – это, конечно, можно и нужно. Я даже больше скажу, у нас многие прекрасно совмещают эти вещи. Взять, например, нашего Артёма SLIVKO Гаравцова – профессионального игрока в StarCraft, у него же бицепс шире, чем моя нога. Хочу сказать всем сомневающимся, занятие киберспортом именно на профессиональном уровне очень дисциплинирует – это такой же спорт. И люди, которые здесь находятся, чётко понимают, что World of Tanks – это не просто игрушка про танки, это спортивная дисциплина. Здесь, признаюсь, и у меня есть свои проблемы. К сожалению, я не так дисциплинирован, как другие профессиональные игроки, потому что моя жена против того, чтобы я по 10-12 часов в день тренировался в игре. Для нее не слишком понятно, как можно 8 часов работать, потом еще 10 часов тренироваться, еще надо успеть выспаться и уделить внимание детям – игра никак не вписывается в семейное расписание. Шучу, на самом деле для поддержания нужной формы достаточно 3-4 часа ежедневных тренировок. Но у полноценной команды появятся и другие занятия в расписании – выезды на турниры и т.п. Что касается здорового образа жизни, то у нас, как и у всех спортсменов должна быть хорошая физическая форма – не мускулы, а здоровье, чтобы внезапно никто не заболел. В частности, среди танкистов, никто не пьёт, почти никто не курит и уж тем более не замечен за употреблением или распространением веществ. Они чётко понимают, что у них есть зарплаты, соизмеримые с теми, что получают на любой другой работе, что их здоровье – это их деньги.

Артём SLIVKO Гаравцов. Фото: Goodgame.ru

Но ведь такая ситуация может быть только в профессиональных командах, когда здоровье – это залог победы и, соответственно, заработка?
- Время, когда ребята, которые приходили под пивком и «дёргали» топовые команды, прошло. Такого уже не происходит. Я помню, раньше это случалось, было и со мной такое один раз – просто шок. Когда титулованных к тому времени игроков уделали 14-летние школьники, которым пиво пить нельзя, поэтому они принесли его с собой в пакетиках и потихоньку заливали. Но всё-таки тот уровень игры уже никак не сравнить с тем, что есть у нас сейчас.
И всё-таки не очень понятно, откуда берутся деньги содержать достаточно крупный штат профессиональных игроков, да и еще, чтобы они всё свое время посвятили только игре.
- Тут, конечно, надо сказать большое спасибо нашим спонсорам. Большинство команд ищет спонсоров, иногда бывает и наоборот. Запросы у тех, кто готов давать деньги, очень высокие – им нужен топ-1 или, максимум, топ-2 игрок или команда в какой-нибудь дисциплине. В нашем случае, мы подружились с BenQ и сотрудничаем с ними уже несколько лет, кроме того, работаем с фирмой BlackBerry и, поделюсь секретом, у нас появился новый спонсор, имя которого я пока называть не буду, но скажу, что это – один из операторов сотовой связи. Считаю хорошо, что мы в этом плане нацелены больше на Европу, так как в России со спонсорами есть проблемы. Очень трудно вести достойные переговоры, так как киберспорт в России еще недооценён.
Быть может, поделитесь опытом с начинающими командами и игроками, дадите какие-то советы?
- Можно 2 варианта рассмотреть: когда человек собирается в одиночку покорять пьедесталы и когда организуется команда. Для команды я посоветую то, что говорю всегда: сейчас вам намного легче, чем тем, кто начинал свою карьеру несколько лет назад. В свободном доступе есть тонны материалов для изучения – гайды, реплеи, тактики. Самое главное, внимательно изучать. Например, когда я смотрю повторы игр своих ребят, я думаю: «Вот в этом месте, я бы поехал сюда, а он зачем-то повернул в другую сторону». Но при этом не заявляю им: «Вы хомяки (или какое другое животное), потому что вы не сделали так-то!». Я всегда спрошу, почему этот игрок сделал именно так, а не иначе. Вдруг он смог оценить тактическую обстановку лучше меня. И это улучшает моё глобальное видение боя. Что касается одиночных игроков, то тут еще проще: киберспорт, какой бы он ни был, не является полноценной заменой образованию. Понятно, что совмещать регулярные тренировки с учёбой в институте очень тяжело, но способность правильно распределять свое время даёт многое. Человек, который неправильно обращается со временем, никогда не сможет достичь результатов. Поэтому образование должно стоять на первом месте, а уже потом – тренировки, киберспорт и так далее.
И на закуску самый, наверно, часто звучащий на множестве форумов вопрос: как попасть к вам в клан?
- А это очень просто на самом деле. Наша команда всегда открыта для выдающихся игроков. Человек, который способен показать выдающиеся результаты в 99% случаев попадает в основной состав команды. Просто формат одиночной игры сильно отличается от командной, поэтому претендент должен сначала показать нам то, что он вообще умеет. После чего он попадает в одну из команд нашего альянса Virtus.Pro откуда и может начать свою карьеру. Надо понимать, что сразу с корабля на бал – не получится. Еще раз повторю, что киберспорт – это тоже спорт, как и любой другой. Поэтому здесь можно провести аналогии с футболом. Согласитесь, что в основной состав, к примеру, Спартака или Барселоны не возьмут никому неизвестного мальчишку с улицы. Даже если вы очень быстро бегаете или хорошо бьете по мячу, всё равно надо пройти некий путь. То же самое происходит и в дисциплине World of Tanks.