Сегодня в Нижнетагильском драматическом театре состоится самая поздняя в современной истории учреждения премьера. Эмоционально сложный спектакль о крахе семьи помещиков Головлёвых поставил 38-летний Даниил Безносов, главный режиссёр Краснодарского муниципального молодёжного театра, получивший в 2016 году за постановку «Гроза» сразу семь номинаций на национальную театральную премию «Золотая Маска».
Идея создать спектакль «Господа Головлёвы. Маменька» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович, основанной на романе Михаила Салтыкова-Щедрина, появилась почти год назад. В рамках творческой лаборатории молодой режиссуры «Театр — поколению Z» Даниил Безносов создал эскиз будущего спектакля.
«Спектакль совершенно не похож на тот эскиз, который зрители могли видеть на показе осенью. Здесь уже проработана каждая роль, каждая сцена. Здесь есть сценическое решение, световое, звуковое. Вообще эта премьера должна была состояться гораздо позже — года на два. Так случилось, что в графике Даниила появилось окно. Мы как-то сговорились, ему полюбился наш театр, и он воспользовался возможностью приехать поработать в Нижний Тагил», — рассказал художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра Игорь Булыгин.
По словам Даниила Безносова, он решил оставить удачные решения, придуманные во время творческой лаборатории, но новое пространство вдохновило на новые идеи. Вместе с режиссёром в Нижний Тагил приехали художник-постановщик Михаил Кукушкин и художник по свету Руслан Майоров из Москвы. Совместно постановщики придумали установить на сцене деревянный наклонённый пандус с длинными люками. Особую роль в постановке играют свет и видеоинсталляция с текстом.
«Мы не делаем роман, это пьеса Ярославы Пулинович, которая имеет драматургический авторский взгляд, это уже интерпретация романа. Это история жизни матери в первую очередь. В меньшей степени здесь рассказывается история детей, — объяснил Даниил Безносов. — У меня сильные впечатления не только от оснащённости театра, но и от инструментария артистов. У нас получилась удивительная атмосфера, даже в какие-то сложные минуты мы мобилизовались и вместе всё преодолевали. Артисты потрясающие, дисциплинированные, талантливые и очень обаятельные люди в жизни. Я с огромным удовольствием бы вернулся в ваш театр».
По словам артистов, режиссёр ставил перед ними непростые задачи. Даже просто находиться на наклонённой плоскости на протяжении всего спектакля было довольно непросто.
Главную роль — мать большого семейства Арину Петровну Головлёву — играет Ирина Цветкова. За 2,5 часа артистка перевоплотится из молодой девушки в дряхлую старуху. С вызовом Ирина, по мнению первых зрителей, справилась блестяще: в какой-то момент создавалось ощущение, что на сцене не молодая, а пожилая актриса. Так что новая роль обещает стать одной из самых ярких и запоминающихся в карьере Цветковой.
«Было сложно, но чем сложнее, тем интереснее. Что-то для роли я взяла из образа Вассы Железновой (героиня одноимённой трагедии Максима Горького. — Прим. ред.), вспомнила ранее просмотренные фильмы, литературу — в общем, брала отовсюду. Получился собирательный образ. Также в последнее время мой взгляд больше останавливался на бабушках: как они ходят, как вытирают нос», — рассказывает Ирина Цветкова.
Сложно пришлось и 26-летнему актёру Тимофею Панову, который сыграл сына-предателя Порфирия Головлёва. Для Тимофея это первая большая роль в театре.
Во многом автобиографичный роман Салтыкова-Щедрина посвящён сложным взаимоотношениям нескольких поколений членов семьи Головлёвых. Но знакомые с литературным первоисточником зрители могут не беспокоиться: спектакль не уходит в нуар, даже несмотря на то, что Даниил Безносов придумал действительно страшный финал.
Премьерные показы спектакля «Господа Головлёвы. Маменька» пройдут сегодня, завтра и 26 июня.