Фильм, победивший на Венецианском кинофестивале, покажут в Нижнем Тагиле

Фильмы-лауреаты крупных международных фестивалей попадают в наш город редко. Как правило, такие картины выходят малым тиражом, так что заполучить их сложно, да и прокатчики не любят подобное кино, ссылаясь на неготовность провинциальных зрителей воспринимать фестивальные работы.

Сотрудникам «Красногвардейца» удалось добыть картину шведского абсурдиста Роя Андерссона. Фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», победивший на Венецианском кинофестивале в 2014 году, скоро увидят тагильские зрители.

«Это очень необычная картина, - рассуждает заведующий отделом по кино «Красногвардейца» Виталий Скорев. - Это завершающий фильм «трилогии жизни», как говорит сам режиссёр (первые две картины «Песни со второго этажа и «Ты, живущий» - прим. ред.). «Голубь…» - кино для тех, кто обладает тонким юмором, любит иронию, а также не прочь поразмышлять над чем-то. Кино о банальностях, о том, насколько мы порой нелепо себя ведём, даже не замечая этого. Рой Андерссон показывает нам, как человечество смотрится со стороны. Утопая в дежурных фразах и поступках, мы теряем что-то остренькое, какую-то приправку к жизни, что выглядит глуповато».

Известные кинокритики чуть ли не в голос кричат: «Если этим летом ты хочешь посмотреть только один фильм - посмотри «Голубь сидел на ветке». По мнению Виталия Скорева, картина должна привлечь тагильских киногурманов не только своим сюжетом, но техническими моментами.

«Фильм снят необычно: здесь нет ни одного крупного плана. Камера стоит очень статично, и мы видим не только то, что происходит у нас перед глазами, но и то, что творится за окном соседнего дома. Режиссёр даёт нам возможность наблюдать дальние планы, на которые мы раньше не обращали внимания. Вообще, когда только начинаешь смотреть кино, думаешь: «О, какой депресняк!», а когда вникнешь в эту ироничную драму, понимаешь, что надо учиться жить!»

«Голубь…» состоит из 39 трагикомических новелл. Главные герои - два коммивояжёра Сэм и Йонатан, внешне слегка напоминающие зомби, торгуют всякой чепухой, вроде мешка со смехом и клыков вампира. Периодически они попадают в различные ситуации, отражающие нелепость нашего бытия.

Одна миниатюра плавно перетекает в другую, и они легко переносятся сквозь время. Так, например, в кабак, где сидят главные герои, влетает на коне шведский король Карл XII, впереди его ждёт Полтавская битва. Спустя несколько новелл швед появится снова, но уже побежденный Петром I.

На выбор названия фильма режиссёра натолкнуло знаменитое полотно художника Питера Брегеля-старшего «Охотники на снегу». Птицы с картины стали своего рода аллегорией, подобно им зритель оказывается сторонним наблюдателем. Он следит за развитием человеческих трагедий, в то время как непосредственные участники не могут оценить ужаса происходящего. На идею самого проекта Андерссона вдохновил фильм «Похитители велосипедов» итальянского режиссёра Витторио Де Сика. 

«Кинематограф Андерссона — изображение, ожившее в статике, как если бы в «Охотниках на снегу» двигались сначала собаки, потом птицы, а потом человечки на коньках, и главный герой оказался бы среди этих человечков.

Избранная структура — эпизоды разной длины и интенсивности, как связанные так и не связанные между собой, — позволяет режиссёру свободно перемещаться между буквализмом и символизмом. В некоторых баснях бывает мораль, в некоторых нет; некоторые истории равны себе (человек хотел открыть бутылку вина и умер), некоторые рождаются для того, чтобы стать метафорой.

Три картины («Песни со второго этажа», «Ты, живущий» и «Голубь сидел не ветке» - прим. ред.),  выпущенные с неслучайным, почти мифологическим семилетним шагом — протокол заседания западной цивилизации в ситуации перемены века. В чумных, пугающих «Песнях» апокалипсис ждали и звали, «Ты, живущий» был тихим постакалиптическим всхлипом, а «Голубь» — кино пост-постапокалипсиса, когда конец света уже прошёл, прошёл и шок от него, а человек выжил и остался прежним: маленьким, смешным, жестоким, неспособным на эмпатию. Время от времени на экране возникают персонажи, которые говорят в телефонную трубку: «Я рада/рад, что у тебя всё хорошо». Один из них сжимает в руке пистолет и уже готов поднести дуло к виску», - Мария Кувшинова, журнал «Сеанс».

Премьера фильма «Голубь сидел на ветке» состоится в Нижнем Тагиле 16 июля, прокат продлится две недели.

 

Агентство новостей «Между строк»