«Это просто жизненная комедия!»

Особое место с особыми зрителями

Вход сюда возможен лишь через контрольно-пропускной пункт  и строго по три человека. Мы сдали паспорта и телефоны и, получив бумажные пропуски и жетончики с номерком, двинулись в тюрьму…
Здесь нас уже ждали:
- Мы уже поняли кто вы! Артисты!
Сотрудники помогли пронести реквизит до актового зала. В этом помещении, с жесткими креслами и деревянным полом, актеры Нижнетагильского драматического театра сыграли свой легендарный «Стеклянный зверинец». Блюзовая импровизация по пьесе Теннесси Уильямса, в постановке молодого режиссера Татьяны Захаровой, демонстрировалась на разных площадках. Творческий коллектив возил спектакль в Екатеринбург, показывал в Педагогической академии, и вот теперь вышли на колонию.
Подготовка проходила в небольших волнениях, хотя, как сказала Ирина Вакуленко, хороший артист переживает всегда.

 

«Просто зрители, имеющие доступ ко всему не всегда понимают такое искусство, а тут люди изолированы… Даже не знаю, как они воспримут наш спектакль, но, как говорится, другого у нас  нет. Но, на мой взгляд, осужденным стоило бы показать, что попроще».

Вообще, «гастролеры» балуют обитателей колонии очень редко. Но, по словам, Светланы Карасевой, начальника отдела по воспитательной работе, каким-либо представлениям осужденные рады всегда.

- К нам приезжал «Особый театр» из Новоуральска, так многие женщины даже плакали. Приезжали Устинова, Новиков, но это давно было. Сейчас никто особо не ездит, может проблемы с финансированием.

- А в свободное время, чем, вообще, занимаются заключенные?
- У них его почти нет. А так у нас есть очень хорошие кружки, самодеятельность. Есть даже собственное телевидение, два раза в месяц выпускаем свои новости.

- Телевизор смотрят?
- Да, в отведенное время. В основном это «Первый» и второй каналы. Новости, патриотические фильмы.

На сегодняшний день в шестой колонии отбывает срок наказания около 1300 заключенных. Как пояснили сотрудники исправительного учреждения, в основном женщины сидят за торговлю наркотиками и убийства. Многие из осужденных даже не умеют читать. При этом к услугам обитателей есть шикарная библиотека, где содержатся не только художественная литература и легкое чтиво, но и учебники по политологии, социологии и даже книги о театре.

«В чем же тут суть?!»

Артисты переодеты, стулья и столы расставлены, декорации готовы. Зрителей впустили в зал. Первое, что бросилось в глаза вошедшим женщинам – фирменные программки, разложенные на сидениях. Сначала зрители отнеслись к ним весьма настороженно.
- А это что? – спрашивали они друг у друга.
Получив ответ на свои вопрос, заключенные начали оживленно рассматривать веселые аппликации. Умиляясь увиденному, будто дети.
- Какая прелесть! – проносилось по залу.
- Оле, Оле покажи, а то она опять скажет, что все пропустила!
Постепенно суета закончилась. Осужденные, одетые в тюремную робу и платки, потихоньку расстелись. Волнение стихло. Понимаю – со мной сидят обыкновенные люди… Большинство из них не настроено на поиски глубоких смыслов. Они не пытаются угадать скрытых подтекстов и непонятных им мотивов. Непринужденно хохочут в тех местах, где смешно, переживают – там, где печально. 

   

- Я не могу понять сути? В чем суть, вот в чем тут суть?! – пронесся шепот по залу.
- Что это: комедия или трагедия?
- Тут много жизненного. Это жизненная комедия!
Финальный выстрел из пистолета вызвал бурное оживление в зале. Народ гоготал и громко смеялся.
Артистов, вышедших на поклон, дамы поблагодарили бурными овациями, а после спектакля некоторые ринулись ко мне с вопросами:
- А это, вообще, кто? Что за театр?
- Наш! Нижнетагильский драматический!
- Молодцы, какие молодцы, сразу видно, что на сцене настоящие, профессиональные актеры!
- Ну как вам пьеса, понравилась?
- Очень понравилась! Прямо страшно понравилась! – воскликнула осужденная Татьяна.


А вот осужденная Инна Казанцева смысла уловить не смогла. По ее мнению, постановка больше рассчитана на молодежь.
«Мне понравились артисты. Необыкновенная пластика, они замечательно двигаются, все такие красивые! Музыка в спектакле бесподобная, но, вот это, пожалуй, все, что я могу сказать».

   

Актеры и режиссер своими «гастролями» в итоге тоже остались довольны.
«Классные зрители! – подметила Татьяна Захарова. – Они смеялись в тех моментах, где я тоже  смеюсь. Приняли хорошо. Думаю, надо приехать сюда еще не раз, ведь сегодня пьесу видела небольшая часть заключенных».
Выступление перед осужденными – это инициатива творческой группы «Стеклянного зверинца», которая всё время находится в поиске площадок для показа спектакля, не вошедшего в репертуар в тагильской Драме.

Автор Оксана Исупова