«Если фильм способен вызвать слезы у зрителя, значит, он чего-то стоит…» Картина тагильской киностудии намерена покорить «Кинотавр»

Фильм детской киностудии «Зазеркалье» «Дорогой Вадим Николаевич», снятый по мотивам рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?», занял первое место на Международном кинофестивале «Дар» в Екатеринбурге, победил в номинации «Лучшая актерская работа» на I Открытом Всероссийском фестивале в Казани, а также получил специальный приз в Челябинске «За недетский вклад в кино». На этом творческий коллектив во главе с режиссером Владимиром Уфимцевым останавливаться не собирается. Сейчас перед создателями стоит одна задача – заявиться везде, где это только возможно. По их словам, киноработа еще в течение всего года будет «крутиться» по разным конкурсам…

- Владимир: У нас в разработке интересные и мощные проекты, но в этот год мы должны были создать себе имя, создав имя, становится легче работать… Да, мы прекрасно понимаем, что технически картина сыровата, тем не менее решили показать ее общественности…

- Работая над фильмом, ожидали такую удачу?
Владимир: Я бы не сказал, что это удача, это абсолютно технический момент... Потенциал нашей студии достаточно высокий, я считаю, что уровень выше областного. На фестивале в Челябинске участвовали 62 фильма, это дипломные работы выпускников ВГИКа и СПбГАТИ. А что такое дипломник? Ему дается определенная сумма денег, дается команда, киностудия, павильоны, цеха, декораторы… Он год занимается созданием своей картины. Представляете, да?! Вот с такими работами мы боролись на равных.

- В каких еще фестивалях вы собираетесь принять участие?
- Владимир: Во-первых, я хочу, чтобы наши ребята поверили в себя, вера дает крылья, человек может летать, открывая новые горизонты. Во-вторых, мы хотим понять, кто мы по «гамбургскому счету», поэтому постепенно повышаем планку фестивалей, и ждем, где нас остановят.

- То есть?
- Владимир: Если на какой-то фестиваль нас не допустят – значит это наш потолок пока. Картину «Дорогой Вадим Николаевич» мы послали везде, в том числе в Воронеж на «Новый горизонт», в Москву на «Святую Анну», это крутой фестиваль, конечно, у нас нет цели победить там, если фильм заинтересует, то это уже будет победой. Послали даже на «Кинотавр» в Сочи, я обещал нашей актрисе Насте Лепинских, что она пройдет по красной дорожке… Так и будет!

В фильме «Дорогой Вадим Николаевич» загадочным образом переплетаются настоящее и прошлое. Один телефонный звонок фантастическим образом соединяет два разных временных промежутка. Набрав номер своей знакомой, главный герой попадает к 15-летней девочке Нине в 1942 год… Поняв, что они из разных исторических отрезков, мужчина начинает рассказывать девушке о том, что Советский Союз одержит победу в войне с фашистами, через три года.

Главные роли исполнили непрофессиональные актеры. Школьница Анастасия Лепинских и педагог киностудии Александр Злыгостев.

   

- Владимир: Я увидел Настю, увидел, как она умеет молчать, как она умеет вписываться в пространство… Посмотрел в глаза Александра… Опробовались… Работу делали быстро, время подгоняло… Знаем, что работа технически несовершенна, но если фильм способен вызывать слезы у зрителей, значит, он чего-то стоит.

«В Тагиле будет много талантов…»
«Вообще, для нас это больше хобби, мы ведь снимаем в свободное от основной работы время, так сказать, - вступает в беседу Александр Злыгостев, - а так создаем какие-то вещи для нашего дворца».
История детской киностудии «Зазеркалье» началась в Городском дворце детского и юношеского творчества в 2010 году. Тогда образовалась небольшая группа людей, которым было интересно кино. При этом интерес, по словам режиссера Владимира Уфимцева, был у каждого свой.
«Мне нравилось работать с актерами и режиссурой, Александру Павловичу Злыгостеву нравилось заниматься компьютерной графикой, плюс, как вы смогли увидеть по картине, он хороший актер, кучу положительных отзывов получил… Анатолий Белобородов - педагог, он занимался с детьми и специализировался на театральном творчестве. В общем, я предложил объединить усилия».
Сам Владимир Уфимцев в 1985 году закончил киноинститут в Киеве. До 1989 года изучал кинопроизводство, работал помощником у Ярополка Лапшина и Владимира Хотиненко, а затем и сам защитился на режиссера-постановщика фильмом «Зверь ликующий», по мотивам рассказа Леонида Андреева. Спустя некоторое время, как пояснил мастер, кинопроизводство в стране развалилось. Волей судьбы творец оказался в Нижнем Тагиле.
«Мы выиграли грант в размере 2 млн. рублей. Это самая минимальная сумма, которая была нужна для открытия профессиональной студии игрового кино. На эти средства можно было приобрести необходимое оборудование, однако с деньгами вышла небольшая заминка - мы получили меньшую сумму, чем должны были. Денег меньше – качество страдает, но говорить о грустном сейчас не хочется…», - рассказывает Александр Злыгостев.  

     

- Ну, этот год у нас объявлен годом культуры, плюс ваши успехи на фестивалях, может сейчас имеет смысл обратиться за помощью снова?
- Владимир: Да, мы будем пытаться, хотя обращались-то уже не раз... Хочется просто снимать фильмы, пока я еще могу это делать. А то возраст-то уже давит… Я старый, он (показывает на Александра Злыгостева), предпенсионного возраста, а все же продолжаем рыть землю копытами. Нам тяжело делать масштабные картины. Мы не подкреплены финансово и технически. На тех же фестивалях, если были поставлены с конкурсантами в равные условия – мы побеждали, сталкивались с профессионалами, как в Челябинске, у нас тут же вылезали технические погрешности: звук, декорации… Но я испытал кайф от того, что мы смогли удержать зал. Люди, смотря картину, начинали плакать, сопереживать, вот это для меня самое главное. Оживляли фильм, как могли. Комната Нины была создана искусственно, здесь, на киностудии. Все остальное наше: дом, где проживает главный герой – мой, а вот квартира, куда он потом приходит – Александра. Улица и берег пруда общие, собаки мои, жаль, после съемок двух отравили, «добрые» соседи…

 

- Рассказ выбрали спонтанно или это какая-то давняя мечта?
- Владимир: Самый лучший танец, тот, который спонтанный. Я знал Булычева, я ему верил. Мы, вообще, решили, что должны постоянно снимать, чтобы не было никаких пауз, тут небольшая возникла, вот, обратился к рассказу. Он меня протопил, как солнце лед…

 

- Сейчас над чем работаете?
- Владимир: Сейчас мы берем рассказ «За деревом было солнце». Я знаю, что и технически, и физически мы сможем выполнить эту работу. На главную роль уже утвержден актер, это мальчик Данниил Батищев, мы в него верим. Вообще, в Нижнем Тагиле будет много талантов. Настю Липинских мы раскрыли, теперь пришла очередь Даниила. Еще поменяли идеологию постановки фильма. Раньше мы снимали на одну камеру, приходилось делать несколько дублей, а это даже народному артисту тяжело, теперь переходим на многокамерную систему. Нам надо было операторски разнообразить картину, мы сделали подвижную камеру, сами сделали операторскую тележку, проект будет живой. Устранить технические погрешности несложно, куда сложнее достучаться до сердца зрителя. Летом планируем снимать по Максу Фраю, «Две горсти гороха, одна морского песка». Вот интеллектуальное кино делать не будем, хотя одна картина авангардистского типа у нас есть, это «Попутчица», ее оставим, фильм философский, я даже думаю, что он сможет взять свои призы на фестивалях. Вообще, кино может быть каким угодно, только не пошлым и не скучным. Меня немного шокирует наименование «авторское кино», если честно, «неавторского» кино я не встречал. Спилберг, Тарковский, Шукшин, разве у них не авторские фильмы? Я их по трем кадрам уже узнаю, а между тем, эти творцы никогда не претендовали на то, чтобы их работы назвали «авторскими».
По словам руководителей студии, в Екатеринбурге были, мягко говоря, ошарашены тем, что тагильчане способны снять вполне достойный фильм.
- Владимир: Мы заявили о себе, надо продолжать развиваться. Если в городе появится профессионально работающая студия игрового кино, это будет хорошо для всех, можно будет собрать вместе всех творческих людей.

Автор Оксана Исупова