«Даю вам две недели!». Сергей Носов продвигает в Нижнем Тагиле компанию своего бывшего шефа

«Даю вам две недели!». Сергей Носов продвигает в Нижнем Тагиле компанию своего бывшего шефа

Глава Нижнего Тагила Сергей Носов в очередной раз всполошил городскую общественность. Тяга мэра к «большим» проектам и авторитарный способ принятия решения могут обернуться для второго по величине города Свердловской области очередным скандалом, а может быть и настоящей войной. Притом одним из участников назревающего конфликта, а точнее его главным лицом является компания бывшего начальника Сергея Носова, близкого друга Владимира Путина со времён службы президента в ГДР, главы госкорпорации «Ростех» – Сергея Чемезова. О том, кто и как занимается переделом тагильского «мусорного» рынка, почему вырастут цены на коммуналку и как в борьбе за мусор используется административный ресурс - в специальном материале агентства новостей «Между строк».

Смесь нижегородского с люксембургским
В середине апреля этого года Сергей Носов заявил, что побывал в Москве на совещании Минпромторга, и привёз оттуда хорошие новости. В ходе встречи с представителями компании «РТ-Инвест» глава Нижнего Тагила «практически договорился» об участии города в пилотном проекте «РТ-Инвест» и Сергея Чемезова по строительству 20 мусороперерабатывающих заводов в разных городах страны.
«Компания ведёт поиск лучших технологий, приемлемых для России, по переработке твёрдых бытовых отходов, а так же промышленных отходов, таких как автомобильные покрышки. Эта тема очень серьёзная, большая, и решение её назрело. Я переговорил с руководством компании «РТ-Инвест» о том, что мы бы хотели попасть в список 20 городов, где российский оператор «Ростехнологии» начнёт реализацию государственной программы. В целом, моё предложение было поддержано, и мы ожидаем их визита в ближайшее время» - заявил тогда Сергей Носов.
Частная управляющая компания ООО «РТ-Инвест» зарегистрирована в 2012 году. Учредителями компании стали госкорпорация «Ростех» (25,01%) и ООО «Царицын Капитал» (74,99%).

ООО «Царицын Капитал» владеют гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов и бизнесмен, депутат думы Нижнего Новгорода Вадим Агафонов, который приходится первому тестем.

Компания «РТ-Инвест» управляет закрытым паевым-инвестиционным фондом «РТ-Инвест Глобальный Технологический I», являющимся российским подразделением некого глобального инвестфонда с люксембургской юрисдикцией. Как сообщало около года назад агентство Bloomberg, связанные с «РТ-Инвест» инвестфонды распоряжаются инвестициями около 400 млн долларов, но планирует привлечь в ближайшее время ещё около 1 млрд долларов.
Сама же компания «РТ-Инвест» из себя ничего не представляет. Согласно балансу на 31 марта 2014 года, активы компании составляют 115 млн рублей, из которых 93 млн вложены в ценные бумаги, уставной капитал – 163 млн рублей при непокрытом убытке около 108 млн рублей.
Интерес люксембургских инвесторов и государственной корпорации «Ростех» к вложениям в мусорный бизнес объяснить на первый взгляд трудно. Сама по себе утилизация в России бытовых отходов в нынешнем виде – низкомаржинальная деятельность. При действующем законодательстве дешевле всего складировать мусор на полигонах или сжигать его.
Но всё может поменяться с принятием закона о переработке и утилизации отходов, который обяжет производителей и импортеров товаров либо перерабатывать их, либо платить утилизационный сбор в государственный фонд. Объем взносов будет определять государство, а данные средства будут распределены между игроками, работающими на рынке переработки мусора.
Идея такого закона возникла ещё в 2011 году у вице-премьера Аркадия Дворковича. Новые правила игры лягут тяжёлыми финансовым бременем на некоторые отрасли экономики, поэтому  депутаты, лояльные Дворковичу, не успели тогда пролоббировать закон в Госдуме. С возращением в Кремль Владимира Путина законопроект не задвинули, его «приватизировал» близкий друг президента Сергей Чемезов, а в Думе его «проталкивают» депутаты – члены опекаемого «Ростехом» «Союза Машиностроителей». Поменяли в законопроекте и структуру фонда, куда должен поступать утилизационный взнос. В нынешнем виде фонд должен управляться не государством, а объединением саморегулируемых организаций, что расширяет «коммерческий потенциал» нововведения.

Нижний Новгород, Казань… Нижний Тагил
Весной 2013 года «РТ-Инвест» начал скупать региональные компании, чтобы создать федерального оператора утилизации мусора. Компания поглотила нижегородское предприятие по вывозу мусора СК «АГЖО», одним из соучредителей которого является Вадим Агафонов. Кроме того была приобретена казанская компания «Чистый город» - сумма сделки, по данным газеты «Ведомости», составила порядка $40 миллионов.
Агафоновская компания «АГЖО» прославилась у российских экологов нечистоплотной экспансией в другие регионы. Как пишут нижегородские общественники, «АГЖО» проникает на рынки других регионов при помощи незатейливого алгоритма: налаживаются отношения с заинтересованными чиновниками, лоббируются административные решения по устранению местных конкурентов, контроль над мусорным бизнесом отдается нижегородцам.
«Наработанную» схему, по всей видимости, переняла и «РТ-Инвест». Притом, как утверждают эксперты, свои обещания по модернизации мусоропереработки компания пока не выполняет Войдя на рынок, она пытается в первую очередь, опять же используя административный ресурс,  забрать вывоз мусора – живые деньги, которые платят предприятия и управляющие компании. Кроме того, во всех городах, куда зашла компания, повышаются цены на вывоз мусора.
Объявив в апреле о грандиозных планах по сотрудничеству с «РТ-Инвест», мэр Нижнего Тагила взял паузу. По информации нашего агентства, всё это время шли переговоры, после чего «РТ-Инвест» вышла на мэрию с «Предложением по организации обращения с коммунальными отходами в г. Нижний Тагил».
Согласно предложению, программа рассчитана на 2014-2023 годы и включает в себя подписание концессионного соглашения на строительство полигона и мусороперегрузочной станции с сортировочной линией. Объём инвестиций компании предусмотрен в размере 4 млрд 770 млн рублей.

«Рабочая» группа

По информации нашего агентства, с 1 июня в Нижнем Тагиле начала работать рабочая группа администрации, которая составила дорожную карту «По организации обращения с коммунальными отходами в г. Нижний Тагил». По сути, она предусматривает план мероприятий по вхождению на тагильский рынок компании «РТ-Инвест».

 

При этом главным условием, выставленным москвичами является скорейшее получение ими контрактов на вывоз мусора.
В настоящее время вывозом и утилизацией бытовых отходов в Нижнем Тагиле занимаются две компании – «Тагилспецтранс» и «Элис». Парк техники компаний составляет 50 мусоровозов. Твёрдые бытовые отходы вывозятся на лицензированные полигоны – в Ленинском и Дзержинском районах. При этом последнее заключение по ним было получено в конце 2013 года, а срок действия определён в 7 и 25 лет соответственно. Разумеется, у компаний заключены договоры на вывоз ТБО с предприятиями города и управляющими компаниями.
Как сообщает источник АН «Между строк» в администрации города, в минувший понедельник Сергей Носов собрал очередное совещание по «сотрудничеству» с «РТ-Инвест».

«Собрал глав районов, начальников управлений. «РТ-Инвест» хотят немедленно зайти на вывоз мусора, они готовы перебросить две машины из Казани. При этом ключевым условием для них является повышение действующего тарифа для жителей с 1,86 руб. за 1 кв.м. до 2,5 руб. В их предложении это предносится как “инвестиционная составляющая”, но, учитывая их, прямо так скажем, сомнительный опыт в других городах, в то, что эти деньги пойдут по назначению, верится с трудом. Носов не хочет никого слушать. В понедельник потребовал от глав районов «поработать» с управляющими компаниями, чтобы они расторгли договор с «Тагилспецтрансом» и перешли в «РТ-Инвест». “Даю вам две недели!”  говорит. Мало того, что это нарушение конкуренции, так ещё и статья УК РФ. Все боятся, но ослушаться не смеют», - рассказывает собеседник Агентства новостей «Между строк» в администрации города.

По действующему законодательству, вывоз ТБО является жилищной услугой, тариф на которую не контролируются РЭК. То есть перевозчик может устанавливать цену по своему усмотрению – хоть 10 рублей за квадратный метр жилья. В этом и видят главную опасность наши собеседники  - если «РТ-Инвест» станет монополистом на тагильским рынке, никто не готов предсказать «аппетиты» московских коммерсантов.
«Работать» с управляющими компаниями взялся, по нашей информации, начальник управления ЖКХ Егор Копысов, который уже транслирует «рекомендацию» главы города близким администрации организациям. Правда, в разговоре с нашим журналистом чиновник опроверг факт принуждения управляющих компаний сменить подрядчика.

«Всё не так. Это пилотный проект, который предполагает две машины. Всё на выбор управляющих компаний – если они не захотят, то откажутся. Никаких понуждений у них к этому нет. Я просто проинформировал управляющие компании, что у них появится такая возможность», - заявил нашему журналисту Егор Копысов.

На вопрос, какие компании чиновник «проинформировал», Егор Копысов долго искал названия компаний глазами на потолке, но всё же вспомнил четыре УК, которые «встретил в администрации»: «Управление», «Квартал», «Ермак» и «Комфорт». Компании, по словам Копысова, не против, что в городе будет конкуренция, появится альтернатива.
Ни о дате захода «РТ-Инвест» в Нижний Тагил, ни о её политике ценообразования, ни о представленном в мэрию предложении начальник управления ЖКХ ничего, по его словам, не знает.
Директор «Тагилспецтранс» Александр Иванов комментировать ситуацию пока отказывается:

«Мы в курсе происходящих событий, но пока не готовы озвучить свою позицию».

Дозвониться до руководителя компании «Элис» Игоря Бабина нашему агентству не удалось.
Другой наш собеседник, близкий к руководству города, который также пожелал остаться неназванным, считает инициативу Сергея Носова непроработанной, а силовой перевод предприятий в «РТ-Инвест» называет не иначе как захватом бизнеса тагильских предприятий.

«В Нижнем Тагиле ситуация со сбором и утилизацией мусора находится на достаточно высоком уровне. Те же «Тагилспецтранс» последние годы обновляют парк машин, ставят управляющим компаниям за свой счёт евроконтейнеры, берут на себя социальную нагрузку. Между прочим, сейчас они вывозят почти полтора кубометра ТБО по цене одного. Понятно, что москвичи этого делать не будут. Возможно, что если вложить миллиард или пять, то ситуация с отходами в городе будет лучше, но и тарифы для населения вырастут в 2 раза. На таких условиях и действующие перевозчики смогут быстро перевооружиться. Не понимаю, почему Сергей Константинович пытается заполонить город иногородними компаниями. А ситуация с «РТ-Инвест», вообще, больше пока похожа на рейдерский захват, чем на приход крупного инвестора», - рассказывает наш собеседник.       

Агентство новостей «Между строк»