Короткий метр как искусство

Клики по ссылкам в сети, ролики на YouTube, краткие новостные сюжеты и всплывающие рекламные ролики делают наше сознание фрагментарным. Неудивительно, что сегодня выпускается множество фильмов, построенных по принципам клипа. В рамках различных кинофестивалей проводятся конкурсы короткометражных фильмов. Популярность набирает новый жанр микрокино, продолжительность которого составляет меньше 30 секунд.

Но между тем короткометражный фильм остаётся одним из самых сложных жанров кинематографа. Современный человек менее подвержен манипуляциям и влиянию, а от режиссёра требуется за краткий отрезок времени, без лишних деталей и длинных сцен донести главную мысль. И когда автор короткого метра переступает порог человеческой чувствительности, затрагивает переживания зрителя — это успех.

Стоит вспомнить, что изначально весь кинематограф был короткометражным, а открыли для нас этот мир французы братья Люмьер. Многие французские фильмы тех лет стали признанной классикой мирового кино. Лично для меня просмотр первых фильмов — любимое и занимательное занятие. Для тех, кто желает прикоснуться к истории, но не знает, с чего начать, предлагаю ознакомиться с первыми документальными фильмами братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и «Выход рабочих с фабрики». Также не пропустите первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса и примечательные фантазийные работы этого автора «Волшебный фонарь», «Человек-оркестр». Любителям сюрреализма непременно должен понравиться предшественник арт-хауса «Андалузский пёс» — немой фильм Луиса Бунюэля и художника Сальвадора Дали. Но мне хочется подробнее рассказать о своих любимых французских короткометражных фильмах.

Клод Лелуш — классик кинематографа, многим зрителям известен по таким фильмам, как «Мужчина и женщина», «Жить, чтобы жить», «Баловень судьбы», но гораздо реже вспоминают его новеллу «Свидание». На мой взгляд, это истинный шедевр короткометражного кино.

История проста: молодой человек спешит на свидание к девушке, но исполнение весьма рискованное. На бешеной скорости, проезжая перекрёстки на красный свет, в сопровождении визга шин мужчина едет к возлюбленной через весь центр Парижа. Мимо проносятся главные достопримечательности французской столицы: Триумфальная арка, Елисейские поля, Лувр, Мулен Руж, Опера Гарнье… Фильм впечатляет своей зрелищностью и драйвом, гонка снята одним кадром без монтажа, дублёров и перекрытых дорог.

Сразу после премьеры Лелуш был арестован за грубое нарушение ПДД, а сам фильм был положен на полку. Десятилетия спустя режиссёр признался, что камера была установлена на его личный автомобиль Mercedes, которым управлял он сам.

Практически все режиссёры начинают работу в кино с короткого метра, поскольку затраты на производство миниатюры значительно ниже, чем у полнометражного фильма. Фильмография Франсуа Озона пестрит короткометражными работами, одной из первых была картина «Семейная фотография». Фильм был снят в парижской квартире родителей Озона на любительскую камеру, роли исполняют родственники режиссёра, сам он предпочёл остаться за кадром. В отличие от большинства любительских короткометражек Озона того периода, «Семейная фотография» стала доступна широкой публике, несмотря на свою интимность.

Начинается фильм с наивного домашнего видео семейного ужина, после трапезы все члены семьи расходятся по своим делам. Тем временем сын готовит к осуществлению план убийства каждого из родных, мирный кадр сменяется зловещими сценами. Ужасно интересно наблюдать, как семья Озона примеряет на себя своеобразные роли.

В ленте видны хорошие профессиональные задатки, например, кадры из фильма Мориса Пиала, которые открывают «Семейную фотографию». Позже цитирование станет характерной чертой режиссёра. Также в этой работе просвечиваются мотивы, получившие дальнейшее развитие в творчестве Франсуа Озона.

В некоторых случаях форма короткометражного фильма оказывается одной из самых ёмких и популярных, так можно сказать об известной работе Ивона Марсиано «Эмилия Мюллер». Фильм признают шедевром короткометражных фильмов  90-х годов, в своё время он завоевал множество наград на различных мировых кинофестивалях.

Юная и начинающая актриса Эмилия Мюллер приходит на пробы. Режиссёр ставит перед ней задачу рассказать на камеру о себе, вдохновившись содержимым дамской сумочки. Девушка по очереди извлекает предметы и обыгрывает значение каждого из них, она легко и непринуждённо рассказывает о себе и своих друзьях, делится воспоминаниями. Её мысли, глаза и речь располагают к себе зрителя. В этом фильме покоряет не только обаятельная героиня, но и потрясающая концовка, подвох скрывается в самом непредсказуемом месте. Чем закончится этот кастинг, убедитесь сами.

Согласитесь, в коротрометражку сложно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в полнометражном кино, но в киноминиатюре «Мрачнее тучи» Александру Биллону это удалось. Акцент в ленте делается на эмоции, а главную роль в фильм исполняет очаровательная Одри Тоту.

Девушка по имени Каро путешествует по городам севера Франции с целью разыскать свою подругу Нат, однако окружающие люди проявляют только равнодушие и не стремятся помочь ей в поисках. Но героиня не отчаивается и продолжает задавать волнующий вопрос в надежде скорой встречи с подругой. В фильме прослеживаются задатки будущей Амели, героиня Тоту вызывает неподдельную симпатию и покоряет с первых секунд просмотра.

Ещё одна лента, которая волнует и трогает за живое, — фильм Оливье Тренэра «Настройщик».

Мечтой молодого пианиста Андриана было победить на конкурсе Бернштайна, но к сожалению, его ждал провал. Переживая психологическую травму, юноша решает покинуть сцену и становится настройщиком пианино. Он имитирует слепоту, чтобы вызвать большее доверие у клиентов. Тайна позволяет Андриану видеть вещи, которые не стоит видеть, но однажды музыкант становится случайным свидетелем преступления.

На этот фильм стоит обратить внимание из-за интригующего сюжета, талантливой игры актёров и великолепного музыкального сопровождения.