Повседневность культуры

Культура не спрашивает, где ей жить. Она живет там, где пожелает. И все ее составляющие действуют аналогично. Литература, история, театр, кино и т.д. Культура живет в научных диссертациях, умных книгах, исследованиях... Одновременно и много чаще она являет себя в повседневности. В поведении, спорах на кухне, в Фейсбуке, в разговорах, в выборе фильма или книги... 
Культурой пытаются управлять. И "на культуру" даже выделяют бюджетные деньги. На съемки фильмов, на гранты писателям, на исторические исследования... И все было бы более или менее, но в последнее время власть очень уж рьяно взялась за повседневность культуры. 
Скрепы - это ерунда. Оборот речи. Далее началось реально страшное. Единый учебник по "единой" истории. Единый учебник по "единой" литературе. Наконец, проект основ государственной культурной политики. См.: 
https://www.gazeta.ru/social/2014/05/15/6034493.shtml
https://www.gazeta.ru/social/2013/10/30/5730109.shtml
https://www.novayagazeta.ru/arts/63152.html
Что в основе всех трех начинаний? Идея единства, трансформированного в единообразие. В том числе и прежде всего в единообразие повседневных практик. 
Вот как было раньше? Существовал некий единый стандарт. Например, в истории. Ленин - хороший. Хрущев - волюнтарист. Сталин - перегибы. Империализм - плохо. Пугачев и Разин - народные герои. Александр - освободитель. Николай - кровавый. Затем исторические краски стали приобретать оттенки. Красок стало больше. Черно-белая палитра сменилась разноцветьем. И с каждым годом становилась все ярче. Жесткие, однозначные краски сместились к полюсам, но и там их становилось все меньше, хотя цвет на этих полюсах становился гуще и непримиримее. 
Аналогично в литературе. Толстой - наше все. Шолохов - лауреат. Достоевский - великий русский. Гоголь, Чехов, Маяковский... Но затем, набоковские сомнения в литературных умениях Достоевского. И Маяковский не столь однозначен. И к Толстому претензии есть. Ломоносов вообще едва понятен. И главное новые авторы, новые книги, новые герои, новые классики. Красок больше и больше.
Повседневность культуры становилась все многообразнее, все интереснее. Причем в этой повседневности каждый был волен выбирать. Сталин - плохой или хороший? Некрасов - азартный игрок или великий народный певец. Владимир Сорокин - талант или извращенец. Каждая следующая Пелевина - хуже или лучше предыдущей. Повседневность играла красками, заставляя уходить и старый язык, и старых классиков. Классики оставшиеся играли новыми оттенками, являя ранее скрытые смыслы. Постепенно все шло к тому, что должны были быть отброшены сценарии периферийности культуры, в том числе в повседневности. В повседневность все активнее включались мировые культурные практики. Это с одной стороны. Российские практики пробивались в мир. Это с другой.
Но вот начались скрепы: мы самобытная цивилизация, нужна единая история, нужна единая литература, нужна триада Уварова, запретим толерантность, запретим "тлетворное влияние", нужны "братья и сестры", запретим "чуждые ценности"... запретим... запретим... Через запреты ломали и ломают повседневное бытие культуры. И уже не знаешь... и уже боишься... Не так сказать, не так оценить... Не теми словами... А в суд на тебя, а блог закроем, а объявим кем-нибудь... За что? За то, что ты делаешь постоянно, к чему привык... за твою повседневную жизнь в культуре, около истории, с литературой... 
Просто посмотрите по ссылкам. Проект "культурной политики" на четверть, а может и треть состоит из ссылок на вождя, из ссылок на В.В.Путина... Ничего не напоминает? Можно критиковать конкретные идеи, но какой в этом смысл? Какой смысл критиковать идеологию? А по факту именно идеология подменяет культуру. Причем, проникая в повседневность культуры через школу, через пропаганду, Культура по сути своей не терпит идеологического диктата. Культура по сути своей вынуждена диктату уступать. 
Что в итоге? Убивая культуру в ее повседневности, приравнивая культуру к идеологии, пытаясь через слом культурных практик навязать идеологию повседневности, власть безусловно добьется и уже добилась рейтингов, влияния, подчинения. 
Уже точно можно утверждать, что ломка повседневности культуры приведет к тому, что Россия получит поколение, которому будут чужды история, литература... будет чужда культура. Культура равная идеологии означает убийство культуры. Повседневность культуры в одном цвете... каким бы он ни был... означает, что Россия проиграет стратегически. Единообразие и культура, что может быть более противоположным? 
Я сказал об одном потерянном поколении. Уже потерянном. Это очень оптимистично. Нужно оставаться оптимистом. Реалист в моей голове говорит, что все много хуже...