О встречах и телефонах

Давным-давно, когда телефонные аппараты, работающие от двух копеек, стояли на каждом углу, а домашние телефоны были лишь у избранных, три входящих-исходящих звонка в день считались нормой, а может и ее превышением.
Время шло. Интенсивность коммуникаций нарастала. Десяток деловых встреч в день и несколько десятков звонков для многих - обычное дело. Но вот в последние пару месяцев несколько человек в разговоре отметили очень важную вещь - интенсивность коммуникаций спадает. У кого-то на четверть, у кого-то на треть, а у кого-то и больше. Попытка отрефлексировать и найти ту временную точку, когда началось падение, привело к стандартным ответам: год-полтора.
Отсюда вопрос: это исключения, случайные совпадения или тенденция? Любопытно было бы покопаться в статистике операторов мобильной и наземной связи. Интересны были бы социологические исследования. Кроме того, чрезвычайно важно посмотреть на динамику содержания коммуникативных контактов. Особенно политических и «по бизнесу». Стали ли избегать откровенных разговоров по телефону? Появился ли страх прослушки? Есть ли персоны «исключения»? По каким причинам?
Пока гипотезы следующие:
- интенсивность коммуникаций снижается;
- особенно заметное снижение произошло в сфере бизнеса и политики;
- бытовые коммуникации тренд на снижение затронул не очень сильно;
- сохранение интенсивности коммуникаций все больше связано с личной инициативностью субъекта (проще говоря, чтобы сохранить интенсивность нужно проявлять инициативу);
- страх прослушки, «утечки» усилился;
- уровень доверия к «контрагентам» в целом снизился;
- уровень доверия в микрогруппах (друзья, единомышленники, семья) сохранился или вырос;
- точка отсчета - начало пропагандистской кампании по Крыму, война с Украиной, охота на ведьм и т.п. явления; и т.д.
Гипотезы можно множить. Если они верны, то при сохранении причин, вызвавших кризис в коммуникациях, все попытки «спровоцировать» экономическую или любую иную массовую инициативность, включая доносительство, будут обречены. Личная активность и включенность в позитивные, независимые коммуникации взаимозависимы.
Уничтожая тем или иным способом коммуникации, ослабляя их, ставя их под жесткий контроль не следует ждать позитивного результата.