Эффект несправедливости

Как и обещал, начинаю публиковать некоторую цифирь из постэлекторального исследования, проведенного совместно с Алексеем Щербаковым. Не все, но что-то, наиболее значимое, будет. Сейчас речь о «чернухе», о негативной кампании.
Первоначально вводные:
во-первых, негативная кампания велась в интересах Я.Силина. И никак иначе. Именно его штабисты считали, что нужно снижать явку. Именно они считали, что нужно «сажать» рейтинги оппонентов;
во-вторых, основным объектом кампании был Е.Ройзман. Факультативным – А.Бурков;
в-третьих, наибольшей интенсивности негативная кампания достигла в последние две недели до дня голосования, т.е. тогда, когда Е.Ройзман уже нарастил известность до максимальной, стало понятно, что его не снимут, а его рейтинг уверенно пошел верх вопреки всем прогнозам;
в-четвертых, по экспертным оценкам, негативная кампания по интенсивности заслонила кампанию самого Я.Силина, которого почти не было видно из-за «чернухи» на Е.Ройзмана, т.е. в повестке был именно и только Е.Ройзман;
в-пятых, негативная кампания вышла на федеральный уровень. Прежде всего за счет ТВ;
в-шестых, количество объектов, которые «падали» на Екатеринбург в последнюю неделю, - минимум, три-четыре в день. Затраченные суммы (печать, логистика, распространение, прикрытие, производство контента и т.д.) – десятки миллионов рублей;
в-седьмых, использовались все основные каналы донесения негативной информации: наружная реклама (растяжки и т.д.), ТВ и радио, печатная продукция (расклейка, разноска, раздатка), слухи, расклейка на лобовые стекла машин от имени кандидата, печатные СМИ и далее по списку. 
Что получилось? Смотрим цифры.
Вопрос 1.
Вам приходилось получать агитационные материалы, которые содержали негативные сведения о каком-либо кандидате в мэры?
Варианты ответа % от общего числа опрошенных
Да 43,9
Нет 52,5
Затрудняюсь ответить 3,6
Итого ответивших: 100,0
Нет данных 0,0
итого 100,0
Что видим? Доставка сработала на «удовлетворительно». Скорее всего, что «с минусом». Всего около 44 % увидели «негативные сведения». Можно предположить, что «хромал» и контент, то есть, скорее всего, люди видели объекты, но оценить их, как негативные, не смогли. Но это гипотеза.
Вопрос 2.
Как вы считаете можно ли доверять таким материалам?
Варианты ответа % от общего числа опрошенных
Конечно можно 1,0
Скорее можно 3,5
Скорее нельзя 32,5
Точно нельзя 41,7
Затрудняюсь ответить 21,3
Итого ответивших: 100,0
Нет данных 0,0
Итого 100,0
Тут и комментарии не нужны. Более 74 % считает, что доверять нельзя. И лишь 4,5 % утверждают, что можно.
Вопрос 3.
После прочтения таких материалов изменилось ли ваше отношение к данному кандидату?
Варианты ответа % от общего числа опрошенных
Изменилось в худшую сторону 6,1
Нет, не изменилось 59,3
Изменилось в лучшую сторону 5,2
Затрудняюсь ответить 29,3
Итого ответивших: 100,0
Нет данных 0,0
Итого 100,0

Понятно, что это самый спорный вопрос. Отвечая на него, людям иногда сложно признаться, что они поверили «чернухе», повелись «на разводку», но и все же он значение имеет. Задавая этот вопрос, мы предусматривали достаточно высокий уровень интервьюеров, корреляции с предыдущими вопросами и т.п. Вот и получили, что по итогу имеем разницу между изменением в худшую сторону и изменением мнения о кандидате в лучшую сторону всего в 0,9 %. За десятки миллионов рублей!
Что это? Тенденция? Ошибки изготовителей? Проблемы с каналами доставки? Переборщили? Умный город? Скорее всего, сумма факторов. Но, что имеем, то имеем. Негативная кампания против Е.Ройзмана не только не сработала, но и, скорее всего, сыграла на Е.Ройзмана, т.е. повлияла на результат исключительно позитивно. Если же обобщать причины несработки негативной кампании и ее обратного влияния, то в двух словах вывод будет таким: эффект несправедливости. Не жалость, не оппозиционный настрой, но именно эффект несправедливости. И политической, и нравственной. Приходилось и приходится сталкиваться с высказываниями: «Я раньше не ходил на выборы, но получил тут эту грязь против Е.Ройзмана, возмутился и пошел за него». И это не единичные случаи, но частые. И, на наш взгляд, это уже из разряда того, что нельзя не учитывать, из разряда закономерностей.
P.S. И я уже не упоминаю о влиянии негативной кампании на явку. Это особый разговор. — с Алексеем Щербаковым.