«В ожидании Годо»

Случалось ли вам очень долго ехать в поезде по бескрайним пустынным местностям? С обеих сторон бесконечное, безжизненное, безлюдное пространство. Вы просыпаетесь утром, смотрите в окно, а пейзаж так и не менялся еще со вчера, с позавчера. И завтра будет точно так же. Связи никакой с внешним миром нет – все эти смартфоны, все эти будильники, напоминания давным-давно разрядились, и вы не знаете, где вы едете, сколько сейчас времени и когда вы приедете. А случалось ли вам почувствовать ту же самую пустыню внутри себя? Когда вы не знаете, кто вы, что вам делать дальше, куда вам двигаться и чего ждать. 

Может, эта пустыня и есть ваша смерть? А может, это место уединения и близости с Богом? 

К размышлению о времени, пространстве и самих себе приглашает режиссер драматического театра Татьяна Захарова, развернув перед нами в небольшом камерном зале пьесу лауреата Нобелевской премии, выдающегося ирландского драматурга Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». 

Беккет говорит о вечном – ведь и сегодня, как в пьесе «В ожидании Годо», все труднее решиться на поступок, даже на такой, как просто сдвинуться с места, в любом направлении. Он отменяет время и пространство. В первом действии Диди и Гого ждут под деревом некоего Годо. Они коротают вечность в дежурной попытке покончить с собой, время от времени рассуждая об Иисусе и справляя естественные нужды. Мимо проходит эксцентричная пара: раскованный Поццо ведет на веревке затравленного Лакки. В финале появляется мальчик и передает собравшимся обещание Годо появиться на следующий день. Второе действие с вариациями повторяет первое. Персонажи, попавшие в такую ловушку, становятся время от времени не только трагичными, но и смешными. Ведь от трагического до смешного — один шаг. 

Кто этот Годо, которого день ото дня ждут персонажи? Зритель по своему усмотрению может определить его как конкретное лицо, Бога, сильную личность, Смерть и т. д.

«В ожидании Годо» — настоящая экзотика для Нижнего Тагила и, несомненно, настоящее открытие для жителей города четырех актеров. Назову их поименно: Анна Каратаева, Екатерина Сысоева, Юрий Сысоев и Данил Зинеев. Вместе с режиссером Татьяной Захаровой они исследуют в спектакле, что происходит с психикой человека, когда НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. 

«Ожидание Годо», разыгранное актёрами в абсолютно реалистической манере, становится ясной и прозрачной метафорой нынешней ситуации в обществе, настроения и самоощущения. Музыка, хореография и никаких декораций. 

Пьеса представляет собой обширный сборник скрытых цитат из области философии, религии и т. д., даже нелепые рассуждения двух бродяг и чрезмерная бессмысленность монолога Лаки – всё имеет глубокий смысл. 

Вот некоторые фразы из пьесы, которые мне очень понравились. 

«Надо было решать, на целую вечность раньше…». 
«Можно подумать, один ты на этом свете страдаешь». 
«Распускаться не следует даже в мелочах». 
«Вот, полюбуйтесь - человек во всей красе: набрасывается на ботинок, когда виновата нога». 
«Наша-то роль здесь какова? 
Наша роль? 
Подумай, прежде чем ответить.
Наша роль? Роль просителей». 

Еще совсем недавно я писала о том, что в Тагиле нет современных постановок и все эти «ужины с дураками» давно пересмотрены и осмыслены. И хочется чего-то нестандартного, глубокого, а главное, нового. И, как выяснилось из интервью Татьяны Захаровой, я не ошибалась в своих ощущениях: «Наверное, соглашусь с тем, что спектакль сложный для восприятия, но я верю в зрителя. Не думаю, что ему интересны только истории про женатых таксистов и любящих женщин. У нас есть глубокий, вдумчивый зритель в городе». 

Кто еще не сходил, сходите обязательно. Только билеты надо бронировать заранее.