То ли Толя, то ли Маша. Выставка портретов «Толи ты тут, толи ты там» Маши Плаксиной

Если очень-очень долго не отрываясь смотреть на какой-то предмет, окружение вокруг него начинает расплываться, распадаться на причудливые цветовые пятна, будто уводя и предмет, и смотрящего в другую реальность. Именно так художница Маша Плаксина посмотрела на своих друзей и знакомых и перенеслась с ними в удивительный мир, где главными героями остаются узнаваемые люди, но их обязательно дополняют причудливые предметы, перенесённые откуда-то из подсознания, в лучших традициях сюрреалистов.

Маша Плаксина родилась в Нижнем Тагиле, но как художник состоялась в Екатеринбурге. «Толи ты тут, толи ты там» – её вторая персональная выставка в арт-пространстве «Яйцо». И если в первой выставке она признавалась в любви к родному городу («Тагил, je t’aime»), то на этот раз каждый портретируемый получил кусочек теплоты художника. Маша не только продолжает традицию психологического портрета, изображая своих моделей в характерных позах, с говорящим выражением лица, но идёт дальше – подчёркивает их характер каким-либо действием или антуражем: вот драматург Дарья в окружении гипсовых масок драматично зашивает рубашку, превращаясь в колдунью, которую застали за мистическим ритуалом. Вот куратор выставок современного искусства Анна увлечённо читает книгу в окружении древка от красного революционного знамени и деревянной уточки. Ударник Паша, изображённый в творческом порыве, будто извлекает звук не из тарелок, а из земного шара. Фиолетововолосая Наташа, которая держит в руках помаду и вклеенное в картину зеркало, становится богиней красоты с сакральными атрибутами. С каждой работой связана какая-то история, каждая несёт эмоциональное переживание автора, о каждом изображённом человеке художник может сказать пару слов. Это мой знакомый, который побывал между жизнью и смертью, это подруга, которая ела гамбургер, как королева. Таким образом, это не просто галерея портретов наших современников, это целая страница летописи, запечатлевшая молодых представителей екатеринбургского арт-сообщества. Реальные люди с реальными историями, столь характерными для нашего времени, но возведённые в ранг творцов новой мифологии города Е.

 

Иногда предметы из параллельного мира проявляются в работах Маши вполне буквально – например, бисерное насекомое или пластиковые кубки, зеркальце или часть распечатанной переписки «ВКонтакте». Такая коллажность – ещё один способ нарушить рамки законов живописи и реальности. Каждая картина многослойна не только с точки зрения наполняющих её смыслов, но и с точки зрения техники. Основой для картины могут быть обои, крафт-бумага, холст или картон. Маша использует масло, акрил, графические материалы – именно так достигается сложная детализация изображения: каждую работу можно рассматривать, постоянно замечая что-то новое, не сразу подвластное глазу.

Но что самое важное – это послевкусие от увиденного. После посещения выставки остаётся ощущение столкновения с чем-то, что находится за гранью реальности, хотя всё, что ты видел на картинах, в какой-то мере присутствует в повседневной жизни. Эта та самая продуманная игра, в которой главное – поймать разум на крючок простой и понятной формы, а потом утянуть в самые глубокие уголки мира архетипов, символов и ассоциаций, чтобы в какой-то момент ты задал себе вопрос: «Где ты сейчас – тут или там? Толя ты или Маша?»