Сколько цветов может передать художник?

Сколько цветов может передать художник, если в его распоряжении только чёрная ручка? На этот вопрос отвечает иллюстратор Lena Gooseva (Лена Гусева) в рамках своей выставки Colorful dreams illustration (Иллюстрации цветных снов).

Работы, представленные на выставке, уникальны и незаурядны. Само собой, за таким творчеством стоит личность с уникальной творческой биографией. Лена Гусева живёт и работает в Екатеринбурге. По профессии – художник-режиссёр анимационного кино. Кроме авторской графики, работает в жанре портретной иллюстрации, создает иллюстрации к сказкам, занята в коммерческих проектах. Сотрудничает с канадской компанией, занимающейся созданием рисунков на одежде, состоит в сообществе иллюстраторов города Лос-Анджелеса.

Графика Гусевой наполнена чёрной иронией, вниманием к деталям, отличается необычными «закрученными», остросюжетными композициями. Герои её рисунков мрачные, чудаковатые, выразительные, болезненно хрупкие. В них сочетается детская наивность, ранимость и порочность, обнажающая противоречия современного общества. Персонажи характерны, каждый из них может стать главным героем мультфильма.

В творчестве художника можно обнаружить влияние эстетики Тима Бёртона с его мрачным карнавалом, будто Хэллоуин не прекращается круглый год. Элементы комедии дель арте – маски, удивительные костюмы. Некоторые графические листы отсылают нас к японской анимации – аниме, что связано с профессией автора. Большие влажные глаза персонажей, которые то пугают, то трогают до глубины души. Несоответствие милых, скроенных по мультяшным лекалам героев, и жёстких сюжетов рождает тонкий и обличительный юмор. Один из посетителей выставки сказал фразу, которая очень подходит для описания общего настроения экспозиции: «Так страшно и захватывающе, прямо как в жизни».

Мультипликационность работ создаёт ощущение действия внутри каждой картины. Лена Гусева рассказала альтернативные истории Винни-Пуха, Красной Шапочки, Волшебника изумрудного города, Алисы в Стране чудес. Истории эти напоминают о временах детства, когда едва доросшие до понимания жестокости школьники начинают придумывать страшные истории о героях, ещё недавно помогавших им заснуть.

Говоря о творчестве современного художника, нельзя не коснуться темы постмодернизма: в выставке Colorful dreams illustration он прослеживается в использовании элементов коллажа, использовании персонажей, которые стали символами поп-культуры, например Коржика с Улицы Сезам, как элемента композиции. Но все эти зашифрованные микропослания подтверждают одно высказывание – «Бог в деталях».

Отдельного внимания заслуживает центральная серия работ «Неделя трудоголика». Художник будто разыгрывает сцены из обыденной жизни, используя для этого совершенно необычных персонажей. Жизнь «офисного планктона», буквально захлёбывающегося в бумажном море.

Однако вся жизненная философия автора, как мне кажется, заключена в автопортрете: даже в агрессивном социуме, среди мелких бесов и навязчивых страхов принцесса остается принцессой, художник остаётся художником, тонко чувствующим мир, способным видеть краски даже в чёрно-белых буднях.