Шведский артхаус и эксперименты над зрителем

В прокате кинотеатра «Красногвардеец» идёт фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда «Квадрат». На последнем фестивале в Каннах лента была удостоена «Золотой пальмовой ветви». После внимательного просмотра становится понятно, почему фаворитом кинофестиваля стала именно эта картина.

Тема, которая лежит на поверхности фильма, – современное искусство, что максимально далеко от обычного зрителя. При глубоком рассмотрении становится понятно, что киноисторию можно назвать жёсткой сатирой в адрес современного общества и человека.

В центре сюжета – куратор музея современного искусства Кристиан, у которого посреди дня похищают бумажник и мобильный телефон. В своём стремлении вернуть украденное герой отвлекается от основной работы – презентации новой выставки. Новый арт-проект музея строится вокруг экспозиции «Квадрат». Предполагается, что человек, вошедший в квадрат, может получить от окружающих помощь или поддержку. Эта инсталляция – образ доверия и неравнодушия. Насколько искренен в своей эффектной речи, посвящённой кризису доверия, богемный Кристиан? Придерживается ли он тех ценностей, о которых утверждает? Убедитесь сами.

«Квадрат» – острое изображение разобщённого общества. Фильм подчёркивает пустоту интимной жизни, взаимоотношений между разными нациями и слоями общества, семейных отношений и политической риторики. Нелепый образ современности символизируют модные молодые пиарщики, создающие промокомпанию из того, что популярно на YouTube, и абсурдное современное искусство – аккуратно выставленные горки с гравием под неоновой вывеской «У тебя нет ничего».

Музыкальное сопровождение оживляет картинку, придаёт привкус загадочности, оттеняя от острой повседневности. Помимо музыки, хочется отметить интересные операторские решения в картине. Во многих сценах образовывается квадратная фигура, отсылая к основной теме фильма.

Самой запоминающейся сценой, ради которой нужно смотреть фильм «Квадрат», является эпизод с человеком-гориллой, блестяще сыгранный актёром по животной пластике Терри Нотари. На торжественном приёме в стенах музея актёр в образе обезьяны устраивает дикое представление для буржуа. Впоследствии его затянувшийся фарс переходит в настоящее исступление. Сцена контраста диких джунглей с великосветской чопорностью – стремление автора сказать о несвязности общества. 

Минус у фильма тоже есть, но в некоторой степени он же и преимущество. Бесконечное лавирование от одной проблематики к другой нуждается в большом порядке, во время просмотра сложно сконцентрироваться на каждой из мыслей.

Из этого фильма получился отличный материал исключительной интеллектуальной квалификации. Кажется, что зритель сам становится участником социального эксперимента под названием «шведский артхаус». Если вы решились посмотреть фильм «Квадрат», то запаситесь терпением, поскольку на протяжении двух с половиной часов на вас может быть оказано психологическое давление.