День уфолога: фильмы о невероятном внеземном

2 июля – необычная дата в мировом календаре: в этот день отмечается праздник, посвящённый тем, кто изучает объекты внеземного происхождения. В честь такого события предлагаю список фильмов для тех, кто верит в невероятное, и тех, кому свойственна доля скептицизма. Герои моей подборки становятся свидетелями необъяснимых явлений, а чем заканчивается их столкновение, вы узнаете, когда посмотрите эти фильмы.

«Солярис»

Фильм Андрея Тарковского, снятый по мотивам произведения Станислава Лема, входит в число лучших фантастических фильмов по результатам большинства кинематографических опросов.

Действие картины разворачивается в неопределённом будущем. Психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис) вылетает на станцию открытой для землян планеты Солярис.  Исследуемая планета обладает сверхразумом, которому подвластно воплощать кошмары, страхи, глубокие травмы, скрытые желания в реальность. Пытаясь раскрыть тайны Соляриса, члены космической экспедиции сами становятся объектом исследования со стороны разумной планеты.

Как выразился сам Тарковский, «проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень».

Земляне не будут готовы к постижению космического пространства до тех пор, пока человечество не познает свой внутренний мир. Все попытки понимания внеземного интеллекта будут обречены на провал.

Помимо глубокого психологизма, в кинокартине есть ещё один драгоценный штрих. Совершенные гармоничные композиции и плавный ритм. Безусловный пример того, как без технических приёмов можно добиться идеальной художественной атмосферы.

«Кин-дза-дза»

Трагикомедийный фильм Георгия Данелии в жанре антиутопии. Прораб Владимир Николаевич Машков (Станислав Любшин) и представить себе не мог, что обычный поход за хлебом обернётся для него межгалактическим приключением в компании с грузинским студентом-скрипачом Гедеваном (Леван Габриадзе). Оказавшись на планете Плюк в Тентуре, галактике Кин-дза-дза, герои сталкиваются с вечно насущными вопросами совести и морали.

В отличие от зарубежных фантастических фильмов, где есть место человеческому и чужеродному противостоянию, в фильме «Кин-дза-дза» обнаруживается тайное родство между ними. Через карикатуру внеземных жителей режиссёр обличает человеческие пороки, высмеивает идею нелепой дискриминации по цвету лампочки, иносказательно, но доходчиво.

Вымышленные слова из фильма уже давно вошли в русский разговорный язык, а цитаты героев стали устойчивыми выражениями. Вечно современный фильм, пересматривать который можно многократно и с большим удовольствием.

E.T. The Extra-Terrestrial

Есть знакомый многим символ детского кино – мальчик, летящий на велосипеде вместе со своим маленьким другом-инопланетянином сквозь ночную мглу, на фоне огромной сияющей луны. Уже не одно поколение людей со всех континентов покорила фантастическая сказка Стивена Спилберга E.T. The Extra-Terrestrial.

Инопланетный научно-исследовательский корабль приземляется на Землю с мирными намерениями. Приближение НЛО засекли работники NASA и решили поймать чужестранцев. Инопланетяне удалились с Земли на своём звездолете, но в спешке забыли одного нерасторопного коллегу. Мальчик по имени Эллиот спасает беззащитного пришельца от земных учёных.

Фильм раскрывает этические проблемы человечества сквозь призму контакта с внеземным разумом. История настоящей дружбы между мальчиком и инопланетянином учит неравнодушному отношению и сопереживанию. Визуальные эффекты, может, и смотрятся старовато для современного поколения зрителей, но черепашкообразный пришелец выглядит настолько живо и осязаемо, что чувствуешь его теплоту и душевность сквозь экран.

E.T. TheExtra-Terrestrial – эталон детского кино, но и взрослым будет полезно пересмотреть эту ленту, чтобы ощутить нечто заветно близкое и дорогое и понять, что даже в хрупком пришельце из других миров может гореть тихий немеркнущий свет доброго и чистого сердца.

«Контакт»

Фильм Роберта Земекиса расположен на втором месте в списке наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по мнению NASA. К слову, оскароносный фильм «Прибытие» 2016 года в чём-то соприкасается с этой летной, и вы в этом убедитесь.

Радиоастроном доктор Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) с детских лет мечтала о возможности контакта с внеземными цивилизациями. Посвятив свою жизнь науке, героиня становится главной участницей проекта поиска внеземного разума. Результатом многолетних поисков становится сигнал из космоса, который оказывается схемой космического корабля. Получая необходимые знания, земляне выстраивают машину по инструкции. Элли отправляется в межгалактическое путешествие. Перед ней как на ладони раскрывается вся мощь космоса, тайна которого огромна и не познана.

Фильм интересен противоречием между научным и религиозным взглядом на мир, как люди из различных слоёв населения, разных профессий реагируют на возможность контакта с инопланетной цивилизацией. Объединяет всех только надежда на то, что мы не одиноки в необъятной Вселенной.

«Планета Ка-Пэкс»

Фантастическая драма Иэна Софтли, снятая по мотивам одноимённого романа Джина Брюэра. Загадочный мужчина (Кевин Спейси) в солнцезащитных очках, как у Боно из «U2» (в действительности аксессуар был позаимствован у вокалиста ирландской группы), словно из ниоткуда, появляется на нью-йоркском вокзале. При себе мужчина не имеет никаких документов, а на вопросы правоохранителей, кто он и откуда, спокойно отвечает, что зовут его Прот с планеты Ка-Пэкс. Вскоре Прот попадает в психиатрический институт к доктору Пауэллу. Доктор пытается разгадать личность нового пациента. Его поражает, что у героя нет психиатрических симптомов, а на любые вопросы Прот находит благоразумные и точные ответы. Верными оказываются и физические расчёты расположения предполагаемой планеты Ка-Пэкс. Капэксианин доброжелателен и вежлив в общении с людьми, более того, он помогает излечиться другим пациентам клиники.

Сюжет фильма наполнен клубком тайн и вопросов. Захватывают диалоги о других мирах и планетах, рассуждения о смысле бытия. А если слишком глубоко истолковывать сюжет, то можно рассмотреть фильм не в ракурсе фантастики, а в качестве трагедии человеческого покаяния.