Американские мюзиклы: от «Волшебника страны Оз» до «Ла-ла-Лэнда».

С появлением звукового кино жанр мюзикла перешёл с театральной сцены на экраны. Многие европейские режиссёры с успехом воплощали свои идеи в этом направлении: музыкальная мелодрама «Шербурские зонтики» Жака Деми с музыкой Мишеля Леграна и Катрин Денёв в главной роли; музыкальный фильм Ларса фон Тиера «Танцующая в темноте» с певицей Бьорк; «8 женщин» Франсуа Озона. Однако это отдельная глава в истории кино. Мюзиклы можно назвать по-настоящему народным американским жанром.

Золотым веком мюзиклов в кино считается середина XX века. Самым дорогостоящим фильмом того времени является музыкальная сказка «Волшебник страны Оз» 1939 года. Картина была снята по новой технологии трёхцветного «техниколора». Экранизация произведения «Удивительный волшебник страны Оз» принесла коммерческий успех режиссёру Виктору Флемингу и стала музыкальным триумфом композитора Герберта Стотхарта. Фильм получил две премии «Оскар».

К более популярному жанру мюзиклы привёл выход ленты 1952 года «Поющие под дождём», с этого момента начинается расцвет музыки в кино. Фильм воспевает приход звука в Голливуд. Сценарий создавали вокруг уже написанных песен. Помимо качественного песенного исполнения, в фильме блестящая хореография, постановкой номеров занимался исполнитель главной роли Джин Келли. Композиция Singing in the rain стала настоящим сокровищем фильма, а танцевальный номер Джина Келли на лужах под проливным дождём навсегда вошёл в историю кинематографа.

В 60-х годах грёзы Голливуда контрастировали с растущим населением латиноамериканского и афро-американского происхождения. Выход бродвейского мюзикла 1961 года «Вестсайдская история» знаменовал напряжение  в многообразии американской культуры. Классическая история Ромео и Джульетты в этом фильме разворачивается на фоне Нью-Йорка XX века. Противостояние белой и афроамериканской группировок раскрывается словами, движением, музыкой, как изумительная новелла. Один из новаторских этапов в жанре киномюзикла – язык «уличных танцев». Улично-искушённый лиризм Леонарда Бернстайна позволяет прочувствовать переживания главных действующих лиц, ведь вопреки обстоятельствам влюблённые стремятся быть вместе. Переосмысленный шекспировский сюжет завоевал десять статуэток «Оскар».

В 50-е – 60-е годы самые известные мюзиклы пришли в кино с подмостков Бродвея. Одна из таких историй – «Звуки музыки» 1965 года, сюжет которой основан на реальной биографии семьи фон Трапп. Обволакивающая, красивая, добрая картина с потрясающим вокальным исполнением завоевала пять премий «Оскар» и стала самым коммерчески успешным проектом того времени.

С приходом 70-х в моду входят рок-оперы. Один из пиков той эпохи – мюзикл «Иисус Христос – Суперзвезда» 1973 года. Музыка Эндрю Ллойда Уэббера на стихи Тима Райса. Эта картина – экспериментальная трактовка жизнеописания Христа.

Краски и энергию 60-х подхватывает мюзикл 1979 года «Волосы». В этой ленте режиссёр Милош Форман изображает портрет молодёжной субкультуры хиппи. На фоне безудержного веселья «детей цветов» другую часть американцев затрагивает война во Вьетнаме. Яркая образность квинтэссенции юности – раздражение, бунтарство, бравада, идеализм – всё это отражается в сюжете и танцевальных номерах.

Ещё одним портретом поколения является мюзикл 1978 года «Бриолин» с Джоном Траволтой в главной роли. Нехитрый сюжет подчёркивает атмосферу бунтарства 50-х годов. Символ эры перемен, мюзикл можно назвать ретро с его рок-н-рольными номерами и незатейливыми персонажами.

Костюмы, красивые декорации, драматический сюжет, рассказанный через песни, отражается в направлении бурлеск. Самым ярким примером водевильного мюзикла является легендарный фильм «Кабаре» 1972 года. Лента основана на бродвейской постановке, которая, в свою очередь, создана по мотивам литературных произведений Кристофера Ишервуда. «Кабаре» – тёмная антифашистская драма Боба Фосси, рассказанная через шутливо-весёлые композиции и откровенные музыкальные номера. Любовная драма взбалмошной певицы кабаре «Кит Кат» Салли (Лайза Миннелли) и английского писателя Брайана (Майкл Йорк) на фоне расцвета нацизма. Разговаривая на языке мюзикла, режиссёр обращает внимание на серьёзные темы, трагедию человеческой жизни и нации. Как высказался кинокритик Виталий Вульф, это «первый мюзикл, который содержание внёс внутрь своей формы, и это содержание стало фактически главным». Благодаря своей смысловой нагрузке и великолепному воплощению фильм завоевал восемь статуэток «Оскар» из десяти номинаций, значительно обойдя по количеству наград «Крёстного отца».

После эпохи «Кабаре» жанр мюзикла практически отсутствовал на экране, возвращение в форме бурлеска появилось с выходом таких картин, как «Мулен Руж» 2001 года и «Чикаго» 2002 года. Фильм Роба Маршалла «Чикаго» – бурлящая смесь судебной драмы и сатирического шоу. Криминальный мир женщин, которые убивают мужчин из ревности или мести. Фильм База Лурмана «Мулен Руж» совместил современную поп-культуру с классической оперной постановкой. Среди помпезных декораций и впечатляющих спецэффектов гармонично существуют восточно окрашенные мелодии, английские поп- и рок-баллады. Примечательно, что исполнители главных ролей Юэн Макгрегор и Николь Кидман самостоятельно исполняли свои вокальные партии. Помимо впечатляющего изображения, «Мулен Руж» – красивая история любви с удивительной драматургией, недооценённая в своё время.

Огромный шаг вперёд мюзиклам в коммерческом смысле принесла ставка на узнаваемых артистов. В 2007 году Тим Бёртон заставил петь Джонни Деппа и Хелену Бонем Картер в самом кровавом мюзикле за всю историю кино «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». В 2008 году в кино выходит озорной, лёгкий, позитивный мюзикл «Мамма MIA!», основанный на хитах группы «ABBA», при участии Мэрил Стрип, Пирса Броснона, Колина Фёрта, Стеллана Скарсгарда и Аманды Сайфред. И в 2009 году Роб Маршалл, ранее снявший фильм «Чикаго», выпустил музыкальную картину «Девять», взяв за основу великий фильм «8 ½» гениального Федерико Феллини. Актёрский состав пестрит именами великолепных актрис нашего времени: Николь Кидман, Пенелопа Крус, Софи Лорен, Джуди Денч, Марион Котийяр, Кейт Хадсон и певица Ферги. А главный мужской образ воплотил Дэниэль Дэй-Льюис.

В фильме Тома Хупера «Отверженные» 2012 года актёры не просто поют вживую, а прямо во время съёмок, и импровизируют при исполнении танцевальных номеров. Без сомнения, это самый грандиозный проект последних лет: экранизация романа Виктора Гюго поражает своим масштабом. Реалистичные декорации, невиданный размах, слаженный механизм массовки, визуальные эффекты и выдающийся актёрский ансамбль: Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Аманда Сайфред, Эдди Редмэйн, Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн.

И наконец, в 2016 году головокружительный взлёт золотого века мюзиклов в свежем импровизированном ключе воспроизводит музыкальный фильм Дэмьена Шазелла «Ла-Ла-Ленд», возвращаясь к истокам «Поющих под дождём». Романтичной и трогательной истории любви начинающей актрисы (Эмма Стоун) и джазового музыканта (Райан Гослинг) нашлось бы место в середине прошлого века. Сложно поверить, что эта необычная, окрыляющая история происходит в современном времени.

Примечательный факт, что название фильма «Ла-Ла-Ленд» является не только отсылкой к городу Лос-Анджелес, но и уходу от жестокой действительности в страну грёз. Кинематографисты, зрители и критики высоко оценили эту работу. И неудивительно, ведь Голливуду не хватает чистоты и сентиментальности ушедших эпох, а работа Шазелла – настоящее признание в любви к искусству. Триумф картине принесло наивное обаяние, позаимствованное у классических мастеров. «Ла-Ла-Ленд» возрождает веру в лучшее для, казалось бы, устаревшего жанра мюзиклов, даёт новую жизнь для традиционной американской культуры. Надеюсь, что этот пример станет плодотворной питательной средой для творчества других авторов.