«Титановая долина» – как чемодан без ручки. Рассказ о настоящем особой экономической зоны

Вчера нашему промышленному комитету и сочувствующим показывали заснеженный пустырь на миллиард рублей. Мы ездили в «Титановую долину», задуманную особую экономическую территорию под Верхней Салдой.



Поле – полем. Грязь и лужи. Рвы и насыпи. Охранный пост и стела в память о ДТП прям на въезде. И единственная дорога, мощенная бетонными плитами, ведет к будке, названной на иностранный манер Titanium-Valley. Антипатриотично, по меркам современной России. Могли бы сообразить деревянный домик, где на стену повесили бы холст, на котором красками написали «Добро пожаловать, гости дорогие, в воображаемую титановую долину. Представьте, как она изменится за 17 миллиардов рублей».



Из-за ненастья саму площадку нам не показали – боялись, что автобус завязнет в месиве. Поэтому гендиректор зоны Артемий Игоревич Кызласов повез нас в Салду. На месте экскурсовода он рассказывал по пути, с каким трудом в прошлом году подрядчик тянул восемь километров газопровода. Между прочим, в противоположную часть города, к точке подключения «ГАЗЭКСа», что, если честно, уже странно. Сразу напрашивался основной вопрос, по какому принципу выбирался участок (на него Артемий так и не ответил).



Год назад, когда в думе презентовали проект, нам выдали книжку с основными параметрами «Долины». Я ее сохранил, сравнил то, что есть сейчас, с тем, что обещали сдать в том году. По тому же газопроводу, на который потратили 216 миллионов рублей, сроки сдвинулись… Поинтересовался, почему.



Во-первых, наткнулись на большие скальные выходы, а взрывать в населенном пункте нельзя… Во-вторых, 97 раз «встретили» другие коммуникации (спецсвязь, водовод), а знали только половину из них. (Больше всего салдинцы критиковали «Титановую долину» за разрытую улицу Карла Либкнехта. Нам пообещали за лето ее благоустроить.) В-третьих, правительство Свердловской области срезало финансирование. Вместо миллиарда двести по прошлому году выдало лишь 500 миллионов.

Если в целом, на «Титановую долину» уже потрачено 950 миллионов рублей – областные средства. 841 миллион рублей, предусмотренные на 2014 год, Денис Паслер даже частично до сих пор не прислал.

В будущем ожидаются два новых денежных потока. Это федеральный бюджет (почти пять миллиардов рублей) и частные инвестиции. Начну с последних.

На встрече присутствовали представители двух резидентов, заманенных в «Титановую долину». Спрашивал, когда вкладываться намерены. Не заметил инициативы. Сказали, не собираются, пока результат не заметят.

И про московские деньги. Даже не выделяют, а покупают у нас контрольный пакет акций «Титановой долины» для ОАО «Особые экономические зоны» – федеральной управляющей компании.

После всех бесед осталось впечатление, что задумка пробуксовывает. В бюджете пусто, поэтому на «Долине» экономят. Как в истории про чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко. Нет ощущения перспектив. Знаете, чувствуется разница, когда люди с искоркой в глазах убеждают, что все получится, и когда осваивают бюджеты. Даже и талантливо.

Несколько раз вспоминали Корпорацию развития Среднего Урала, ближайшего родственника ОАО «Титановая долина». Артемий, показывая на поле с перепадами высот, говорил, что необходимо делать дренажи, чтобы не осталось болотистой почвы. На что гендиректору компании напомнили про богатый опыт строительства коллегами ангаров возле аэропорта «Кольцово». А он признал, что де-факто приходится бороться со шлейфом КРСУ, который задел и «Титановую долину».

На мой взгляд, перспективы «Титановой долины» привязаны к совещанию на «Боинге», намеченному на следующий месяц. Корпорация задумала строить на Урале производственный комплекс, причем, поговаривают, с финишной обработкой деталей. В мае должны согласовывать бизнес-план и мощности завода. Как бы от задумки не отказались в связи со всеми украинскими событиями и санкциями западных стран.

П.С. После того, как неубедительно говорили про пользу «Титановой долины», я предложил собравшимся продать Федерации не часть акций, а весь пакет. На меня обиделись.

Пока же возле Салды не прописались промышленные гиганты, на месте будущей таможни обосновались полицейские и ловят любителей погонять. Жизнь в особой экономической зоне зарождается.

П.П.С. Тема обширная, что знаю, расскажу, спрашивайте.