Штрафы за недостоверную информацию в соцсетях: аргументы и пояснения

Неделю назад я и Сергей Боярский внесли в Госдуму два взаимосвязанных законопроекта, посвящённых соцсетям. Это поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и в КоАП.

Если объяснять совсем кратко, мы предложили штрафовать социальные сети, если они не удаляют незаконные материалы, размещённые пользователями. Примерно три дня на всю Ивановскую раздавались возгласы про надвигающуюся цензуру. Сейчас эмоции поутихли, и как соавтор, постараюсь развеять возникшие заблуждения и убедить вас в пользе инициатив.

1. Чему всё-таки посвящены законопроекты?

Борьбе с незаконным контентом в соцсетях.

2. Что имеется в виду под незаконным контентом?

Во-первых, пропаганда войны. Во-вторых, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. В-третьих, недостоверная и (или) порочащая честь и достоинство другого лица или его репутацию информация. В-четвёртых, иные сведения, за распространение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Уточню на берегу крайне важный момент, чтобы избежать домыслов. Подразумевается, что информация признаётся недостоверной и (или) порочащей на основании решения Фемиды. Другого не дано. То есть вы можете, например, ругать без ограничений у себя на страничке чиновников, писать о неуместных госзакупках, но не переходите к оскорблениям и прочему, за что вас могут засудить. Подчёркиваю, так и раньше было! То есть большинства пользователей нововведения абсолютно не коснутся. Продолжайте публиковать то, что и публиковали раньше.

3. Кого и в каких ситуациях будут штрафовать за незаконные материалы?

В законопроектах идёт разговор исключительно про ответственность соцсетей. Мы прописываем, что в течение суток по обращению пользователя они должны убрать противоправную информацию и её копии. Если этого не произойдёт, в таком случае назначается штраф.

4. Это касается абсолютно всех соцсетей?

Нет, только тех, где количество пользователей превышает два миллиона.

5. Не кажутся ли суммы штрафов слишком большими?

Это дискуссионный вопрос. Конкретику по санкциям мы ещё обсудим с коллегами и экспертами. В наших поправках в КоАП прописано, что юридические лица могут наказать за каждое бездействие несколькими десятками миллионов рублей (если точнее, от 30 до 50 миллионов). Если же соцсетью владеет непосредственно кто-то из граждан (а вдруг), то его оштрафуют на сумму от трёх до пяти миллионов рублей.

6. В каждой соцсети можно оставить жалобу на те или иные записи. Разве этого не достаточно?

Европейский опыт показывает, что нет. Ещё в 2015 году федеральное Министерство юстиции и защиты потребителей Германии создавало рабочую группу из представителей соцсетей и общественников. Компании обязывались в течение 24 часов отрабатывать сообщения о преступном контенте. Критериями проверки являлось германское законодательство.

По итогам выяснилось, что YouTube удалял материалы в 90 процентах случаев, Facebook – в 39 процентах, а Twitter– лишь в одном проценте. Власти посчитали такие результаты недостаточными, и в конце июня этого года парламент Германии проголосовал за то, чтобы крупные социальные сети под угрозой весомых штрафов модерировали незаконные записи.

В преамбуле принятого документа прямолинейно указано, что противоправные посты, с которыми не ведётся эффективная борьба, таят в себе большую опасность для существования свободного общества. Введение штрафных санкций стимулирует соцсети оперативно и всесторонне реагировать на жалобы. Другой альтернативы, как прописано, нет.

Какую пользу стране принесёт закон о сетевом правопорядке, в Германии оценят не позднее чем через три года. Судя по сообщениям СМИ, тот же Facebook открыто раскритиковал новые немецкие порядки. Но никуда не денется, будет исполнять.

Я понимаю, что в любом деле находятся недовольные. Однако до сих пор явных аргументов против моих законопроектов я не слышал. Эмоции были, оскорбления были, но сложилось ощущение, что критиканы даже не читали непосредственно первоисточники.

Подытоживая, спрошу вас: разве кому-то из вас нужно, чтобы опасный контент «висел» в соцсетях?