На машине до моря: дорожные советы и секреты (часть 1)

Надо отметить, что по Уралу мы путешествуем очень часто, поэтому автотуризм для нас привычное и комфортное состояние. Есть всё необходимое, чтобы существовать автономно от цивилизации: палатка, пенки, спальники, горелка.

Заранее договорились, что отдых есть отдых, поэтому готовить в отпуске не будем – кушать можно в кафе, благо их полно на трассах. Немного переживали за ребенка (я представляю, как мамочки взвыли от негодования: "Ребенка в кафе!"). Да, мы кормили ребенка в придорожных кафе. Надо просто делать это с умом. Капустный салат, бутерброд с сыром, яйцо вареное, блины, яичница, суп, шашлык - это открытые блюда, их можно попросить предварительно показать и оценить свежесть продуктов. 

Итак, наш «состав»: машина «Лада Калина» 2011 года выпуска (универсал), в машине двое взрослых и ребенок почти 4 лет. Водительский стаж по 10 лет у каждого.

Точка отправления - Нижний Тагил, точка прибытия - Сочи (или любое другое место на побережье Чёрного моря), 3000 км в одну сторону и 3000 обратно.

Но для начала оцените уровень своей подготовки к такому путешествию и ответьте на несколько вопросов:
- Достаточно ли у вас опыта?

- Есть ли сменный водитель? 

- Сможете ли вы сами выдержать несколько часов в водительском кресле?

- Хорошо ли вы видите в сумерках?

- Вы разбираетесь в картах и навигации (навигатор тоже надо уметь настраивать)?

- Готовы ночевать и питаться в походных условиях?
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то вперёд! 

 

Мы выехали 21 июня в 11 часов утра, к Сочи мы подъехали ровно через 3 дня. Таким образом, на дорогу в одну сторону у нас ушло 72 часа, из них почти целый день мы провели в Волгограде: ходили на Мамаев Курган, любовались Сталинградской панорамой, гуляли по улицам города и купались в Волге.

Ехали мы довольно неспешно, останавливались погулять в понравившихся местах, искупаться в реках и озёрах, перекусить и просто отдохнуть. Ночевали три раза: один раз в гостинице и дважды спали в машине. Так что это были очень неспешные 72 часа.

Обратно ехали быстрее: стартовали из Джубги (где искупались в море последний раз) 6 июля в 13 часов, вернулись в Тагил 8 числа в 22 часа. Мы не торопились, просто меньше отвлекались на прогулки и пейзажи. Заехали по делам в Волгоград, там же опять искупались, ночевали всего 2 раза - в машине и в гостинице.

 

Оцените свою машину: техническое и внешнее состояние
Если на авто есть свежие вмятины, будьте готовы объяснять инспекторам ДПС, при каких обстоятельствах произошло ДТП, могут потребовать предъявить справку.
Съездите в хороший автосервис и попросите мастеров оценить ходовую и топливную системы. В ходовой особое внимание стоит уделить гранатам (внешним и внутренним), тормозным колодкам и дискам, рулевой рейке, стойки, даже пробитые, менять не обязательно, конечно, если они у вас газо-масляные.
Вспомните, не пора ли поменять масло в двигателе - лучше позаботиться об этом ещё дома. Замените топливный, масляный и воздушный фильтры (это недорогие расходники). При необходимости отрегулируйте клапаны (для русских авто), заправьте кондиционер (на трассе очень дорого!), замените свечи и предохранители.
Мы подготовили машину так: заменили масло, масляный, топливный, воздушный фильтры, внешние гранаты, ремень ГРМ, тормозные колодки, отрегулировали клапаны. Вместе с работой всё это стоило чуть меньше 10 000 рублей и заняло целый день.  До этого была проведена диагностика (700 руб.) и поменяны провода высокого напряжения (300 руб.).

 

Позаботьтесь о запчастях и автоаксессуарах

С собой в поездке обязательно должны быть: запаска, комплект свечей, комплект предохранителей, лямка, знак аварийной остановки, компрессор, домкрат, балонник, газовый ключ, свечник, универсальная отвертка со сменными насадками и набор ключей.
Если у вас всего этого нет, а покупать не хочется, попросите у друзей.

Приобретите автомобильную аптечку и огнетушитель. Обратите внимание на срок годности, если менты надумают придраться, в первую очередь полезут смотреть именно это, т.к. зачастую аптечка и огнетушитель валяются для вида, и они об этом знают.

Всё остальное - опционально, вы, конечно, можете и двигатель новый в багажник положить «на всякий случай», но поменять его всё равно не сможете, так что не стоит загружаться запчастями и расходниками по полной. Захватите только то, что сможете сами быстренько заменить в полевых условиях.

Из расходников стоит взять: масло в двигатель (на долив), тосол или антифриз - то, что именно у  вас сейчас находится в системе охлаждения, стеклоочищающую жидкость (от мух!), дистиллированную воду для аккумулятора (опционально, лучше дома проверить  - зарядить/долить).

Также рекомендуется захватить металлическую канистру хотя бы на 10 литров: для бензина, особенно если вы выбрали для поездки не федеральные трассы, а дороги местного значения или даже проселочные. Сразу скажу, мы не брали, заправок довольно много, и от расхода зависит, конечно, нам с лихвой хватало.

Для зимних дальних поездок нужны второй аккумулятор, канистра незамерзайки, размораживающя жидкость.

Навигатор

Если рядом с вами сидит человек, который с ходу читает карты, сопоставляет их с навигатором и окружающим пейзажем, вам очень повезло.

Штурман в десятки раз облегчает труд водителя.

Моему мужу повезло вдвойне - я выполняла обязанности интеллектуального навигатора: не только прокладывала и описывала маршрут, но ещё и озвучивала знаки и рассказывала о разметке. А также организовывала попить-перекусить-погрызть и контролировала его состояние.

Ещё дома составьте маршрут, подробно рассмотрите его: самые большие перегоны, крупные города и объездные вокруг них (если вы едете мимо), если заезжаете - удобнее установить карту этого города на смартфон и проставить метки в тех пунктах, куда вы планируете заехать (достопримечательности, кафе, гостиницы, магазины).

Если вас смущают какие-то моменты в составленном маршруте - меняйте без сомнения. Помните: любой населенный пункт можно объехать как минимум по двум разным дорогам, а дорог у нас в России - сотни!

 Если вы заботитесь о своём комфорте и безопасности - выбирайте федеральные трассы. Много машин, заправок и отелей, много людей и полиции, есть указатели и хорошие развязки, полотно дороги отменного качества, иногда встречаются ремонты (они регулируются светофорами или рабочими с рациями). Но у «федералок» есть один огромный минус, для нас лично не приемлемый: они проходят через города. Конечно, по удобным объездам, но всё равно подходят к городам вплотную – нам было комфортнее заранее выбирать дороги местного значения и сокращать время на таких манёврах.

Чаще всего мы пользовались федеральной М5, съезжали с неё, но потом неизменно возвращались. На одном участке объезда нам даже попался плакат: «Внимание, на участке дороги возможны ГРАБЕЖИ, осуществляйте остановки только в специальных местах». Мы предпочли вообще на этом участке не останавливаться.

Учтите, что такие объезды и сокращения возможны только с грамотным штурманом. Если боитесь заблудиться - не рискуйте!

Сейчас мне наверняка попытаются возразить: «У меня есть навигатор! Самый крутой, навороченный, последней модели! Я с ним даже на Луну доеду». Да, доедете, но не факт, что быстрее, короче и удобнее.

Во-первых, навигатор надо уметь настраивать: изучите инструкцию и советы в интернете. В моём, например, отключены просёлочные и грунтовые дороги.

Во-вторых, навигатор надо проверять и контролировать, т.к. он отдаёт приоритет федеральным трассам, хотя они могут быть и не самым коротким путём. 

Обязательно обновите ПО. Дороги меняются: появляются новые разъезды, строятся новые магистрали, перекрестки заменяются круговым или лепестком - и всё это происходит быстро. Так что обновляйтесь заранее, чтобы не путаться. Я два раза в самых глухих местах помогала беднягам настроить их гаджеты и читала лекции по  использованию карт.

Ещё лично мне необходима физическая карта: посмотреть места для остановки и отдыха, перепады высот, речки, озёра, прикинуть, самый ли короткий маршрут выбрала система навигации, учесть места, в которые хочется заехать. Самая удобная карта - это областная или краевая «пятисотка» (масштаб 1 к 500 000), мне понадобились - Башкирия, Волгоградская область и Краснодарский край.  Но это тоже опционально.

Также желательно забивать в  навигатор не весь маршрут сразу, а по 200-500 км пути. Удобнее для корректировки, проще для контроля. При уменьшении вы увидите на экране весь маршрут и сможете рассмотреть вызвавшие сомнения участки, сократить крюк или наоборот объехать ненужный город.

 ПДД

Для тех, кто плохо ориентируется в знаках, разметке и ПДД - не рискуйте своей и чужими жизнями! Перед поездкой повторите правила и последние поправки к ним. Потому что на необъятной нашей родине встречаются очень разные знаки - у нас в Тагиле их нет, а ориентироваться в них нужно. Самые распространённые – «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей». Также встречаются непривычные для Тагила участки разметки. Не рискуйте - повторите.

Очень много круговых перекрестков – вспомните, как необходимо правильно (!) их проезжать. Потому что в 90% случаев круговое - это пост ДПС. Внимательно следите за знаками на круговом, каких только причудливых комбинаций не бывает!

Уделите внимание разделу о правах автомобилиста, выучите, что вы обязаны делать по требованию сотрудника ДПС на стационарных постах и на трассе. В интернете есть десятки памяток, многие даже советуют распечатать и возить их в бардачке. По-моему, это перебор – достаточно прочитать и осмыслить свои права.

Повторите правила остановки и стоянки в городах, за городом, на автомагистрали. Они разные и лучше эти правила соблюдать: зачем рисковать своей жизнью и давать лишний повод ДПС к вам придраться. Паркуйтесь грамотно - и вы всегда будете правы!