4 ноября в Нижний Тагил прибыл доктор исторических наук Роман Силантьев. На лекцию, которая проходила в библиотеке Скорбященского женского монастыря, пришли около 30 человек, среди них в основном православные тагильчане и представители Нижнетагильской епархии, которая стала организатором встречи.
"В последнее время становится актуальным вопрос об изучении ислама. Этому способствует распространение идей радикального исламизма не только в других странах, но даже у нас в России. Вместе с тем надо понимать разницу между традиционным мусульманством, которое всегда мирно сосуществовало с христианством, и агрессивными группировками экстремистов", - объяснили важность лекции в епархии.
Известный социолог и религиовед при Министерстве юстиции РФ Роман Силантьев рассказал о перспективах ислама после начала военных действий на территории, подконтрольной ИГИЛ (исламская организация, запрещённая в России), и о том, как отличить «хорошего» мусульманина от «плохого».
«ИГИЛ имеет все параметры настоящего государства, - говорит Силантьев. – У них есть двухсоттысячная армия, есть система образования, система налогообложения, есть собственная валюта, и главная их идеология – ваххабизм. В России сейчас насчитывается около семисот тысяч сочувствующих им, а это означает, что нам стоит опасаться возможных терактов. Возможно, они уже начались».
Роман Силантьев полагает, что вина за крушение пассажирского авиалайнера, летевшего из Египта в Россию, с высокой вероятностью лежит на террористах «Исламского государства».
«Конечно, российское правительство это опровергает. И если даже ваххабиты действительно взорвали самолёт, всё равно следовало бы опровергать их причастность. Но что характерно для террористов ИГИЛа, они не стесняются брать на себя вину за убийство гражданского населения. Если раньше российские террористы-ваххабиты нападали на полицию или армию, они с удовольствием брали на себя это. Но от гибели, допустим, детей в школе в Беслане они предпочли откреститься – списать всё на действия ФСБшников. То есть расстрел колонны с солдатами ваххабиты приписывали себе как заслугу, а жертвы среди гражданских – как вину силовиков. Так вот, боевики ИГИЛа нисколько не стыдятся терактов против детей и женщин. Они признаются в этом с гордостью. И как ни странно, этим находят дополнительную поддержку, потому что, пока остальные радикалы обещали джихад, ваххабиты ИГИЛа, по собственным заявлениям, его уже ведут».
По словам Силантьева, успех лидеров ИГИЛ во многом зависит от поддержки других стран.
«Правительство США, наверное, думает, что сможет получить какие-то дивиденды от действия ИГИЛовцев, им кажется, что они манипулируют террористами. Но сейчас складывается совершенно обратная картина – это ИГИЛ манипулирует США, - говорит Силантьев. – Есть и Турция, которая очень, очень сильно заинтересована в том, чтобы сместить Башара Асада в Сирии. Они покупают у ИГИЛ нефть, взамен предлагая свободное пересечение границы. А это - снабжение террористов необходимым и возможность пополнения армии».
Снабжение ИГИЛ «людским ресурсом», по словам Силантьева, осуществляется как раз через Турцию. Остановить это можно было бы ужесточением контроля въезда в эту страну из России.
«Человек, который летит в Анкару на море, очевидно, имеет не туристические цели. Какое "на море" в Анкаре? – усмехается социолог. – Таких надо разворачивать ещё в аэропорту. Другое дело - наказание за попытку присоединиться к ваххабитам у нас в России недостаточно строгое. Ту же Караулову, студентку МГУ, несколько раз ловили на том, что она пыталась примкнуть к ИГИЛ, и только сейчас она, возможно, получит реальное наказание – ей грозит три года».
По мнению Силантьева, самое справедливое «наказание» сочувствующих ваххабизму – позволение им ехать воевать, «куда они хотят».
«Хотят они там умереть - пусть едут, - говорит Роман. – С другой стороны, может быть, это некая помощь Сирии. Если мы будем отпускать всех желающих, воевать с ними придётся Асаду. Но Россия, пожалуй, хотя бы недавними бомбардировками с избытком окупила все свои долги перед сирийским правительством».
По словам Силантьева, «профилактическое лечение» ваххабизма в мире затруднено отсутствием у мусульман единого лидера, с которым можно было бы прийти к договору.
«Только в России сейчас четыре муфтията, которые между собой не всегда могут найти общий язык. К тому же ислам породил многочисленные секты. Нынешний ваххабизм ИГИЛа вобрал в себя сильнейшие черты сектантских идеологий. И если в христианстве раскол между православием или католичеством с баптистами, иеговистами очевиден, то грань между традиционным исламом и сектантским провести очень непросто. И немаловажная разница – если христиане способны придерживать близкие к ним секты, то мусульмане с этим не справляются. Православные священники в том же Дагестане в расцвет ваххабизма с тоской вспоминали саентологов, с которыми хоть и бывало, что конфликты до рукоприкладства доходили, но никто хотя бы головы не отрезал. Да что там, даже среди сатанистов адекватных людей больше, чем среди ваххабитов. Настраивать диалог с радикалами посредством научного спора бессмысленно: того, кто сможет обоснованно оспорить учение ваххабитов ИГИЛа, они просто убьют».
Российский религиовед советует: прежде чем начать дискуссию с мусульманином, нужно определиться с его принадлежностью к конкретному вероисповеданию.
«Во-первых, стоит спросить про отношение к шиитам - их ваххабиты не любят. С той же ненавистью они относятся к святым захоронениям – хоть одно подозрение, что святыня построена на чьей-то могиле, и ваххабиты её снесут, памятник архитектуры это или что-то иное - не важно. Даже если это будет мечеть, её уничтожат. Никакого поклонения покойным. Ещё одно отличие ваххабитов – неуважение к старшим, они не прибегают к созывам старейшин: "Что нам эти старики?"»
После лекции Силантьев ответил на вопросы слушателей. На встрече присутствовали епископ Иннокентий и начальник отдела администрации Нижнего Тагила по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Татьяна Сащенко. Последняя рассказала о том, что мэрия предоставила местной мусульманской общине территорию для строительства мечети.
«И правильно сделали, - ответил Роман Силантьев. – В ином случае тагильские мусульмане могли бы подумать о том, что их притесняют, а обида – возможный путь к радикализму. С другой стороны, исламистские организации могут таким образом шантажировать власти: "Почему в Лондоне есть сто мечетей, а в Москве нет? Дайте нам столько же". Это уже совсем другой разговор».
Рассказал Силантьев и о временах сотрудничества с Даниилом Сысоевым – священником Русской православной церкви, убитым в 2009 году во время службы в храме.
«С Даниилом у нас были несколько разные взгляды. Он подходил к делу с миссионерской точки зрения, я же занимался дипломатической деятельностью. Когда он написал книгу об исламе и мусульманах, я взял её на редактуру. Приходилось цензурировать её целыми абзацами, спорили и бились с Даниилом за каждую строчку. Но, несмотря на все разногласия, я хочу сказать, что этот человек сделал очень много для православной церкви».
В окончании встречи Роман Силантьев вручил Нижнетагильской епархии свои книги о мусульманской культуре в России. Силантьев, как выразился епископ Иннокентий, «человек с рюкзаком» - постоянно в разъездах между лекциями и семинарами. Из Нижнего Тагила эксперт-религиовед отправился в Нижневартовск. Православные проводили его молитвой.
Агентство новостей «Между строк»