Знакомство с Екатеринбургом: Свердловская киностудия

Знакомство с Екатеринбургом: Свердловская киностудия

Как бы это ни было печально, но большинство зданий XVIII, XIX и ХХ веков, включённые в советское время в реестры памятников истории и архитектуры, дошли до наших дней в сильно изменённом виде. К сожалению, в большинстве случаев приходится констатировать, что государство, выдавшее зданию «охранную грамоту», само же и уничтожило значительную часть того, что по закону следовало сохранить.

Почему так происходило? Дело в том, что сразу после Октябрьской революции новая власть, не имея ни средств, ни ресурсов для гражданского строительства, пошла по пути наименьшего сопротивления, просто реквизируя дома и усадьбы (как правило, капитальные) у фабрикантов, купцов и дворян и передавая их в общественное пользование. Но так как таких зданий было немного, власть пыталась разместить в них как можно больше учреждений или жилых комнат. Происходило такое «уплотнение» за счёт перепланировки внутреннего пространства имеющихся помещений, и в результате этого интерьеры зданий безвозвратно уничтожались. Часто здания по несколько раз передавались от одного учреждения другому, и каждый раз новые хозяева устраивали новую перепланировку. Иногда одной только перепланировкой «уплотнение» не ограничивалось. Закладка «лишних окон», ликвидация декоративных элементов, новые дверные проёмы и закладка старых, различные пристройки навсегда меняли первоначальный вид строений. Такое вольное обращение с охраняемыми архитектурными объектами продолжалось в СССР вплоть до начала 50-х годов прошлого столетия.

Здание, с которым мы познакомимся поближе сегодня, пережило и смену владельцев, и реконструкцию, и перепланировки. Это сооружение, выполненное в конструктивистских формах, известно многим жителям и гостям столицы Среднего Урала как здание Свердловской киностудии, хотя самой киностудии в нём уже давно нет.

История здания началась в 1925 году, когда в Центральный комитет Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) пришло письмо от лидеров профсоюза строителей Уральской области с просьбой «выделить финансовые ресурсы на постройку в городе Свердловске Клуба строителей». Через несколько месяцев председатель Президиума ВЦСПС Михаил Павлович Томский во время поездки по Уралу лично пообещал свердловчанам пролоббировать их просьбу в Наркомфине. Обещание Томский выполнил. Более того, через год в Свердловске был объявлен архитектурный конкурс республиканского уровня на лучший проект этого здания, в котором приняли участие многие известные архитекторы Страны Советов. По итогам конкурса лучшим был признан проект одного из лидеров советского конструктивизма, московского архитектора Якова Абрамовича Корнфельда. Правда, проект был принят с рядом замечаний и у автора ушло какое-то время на их устранение. Но в 1929 году на пересечении проспекта Ленина и улицы Луначарского началось строительство Клуба строителей, которое продлилось четыре года.

Здание бывшего Клуба строителей на электронной карте 2017 г.

Клуб строителей существенно отличался по архитектурным характеристикам от находящихся рядом с ним жилых домов и общественных зданий. Строение имело довольно необычную конфигурацию, в основу которой было положено сочетание трёх прямоугольников, расположенных перпендикулярно друг к другу. Этажи корпусов связаны между собой лестничными клетками и эскалаторами, а вся планировка клубного корпуса решена по коридорному типу с односторонним или двухсторонним расположением помещений. Комплекс имел сложную систему сообщений по лестничным клеткам и горизонтальным переходам на уровне 2-го этажа, что позволяло свободно передвигаться по внутреннему пространству всех трёх корпусов. Во внутреннем дворе клуба были расположены сквер и игровые площадки для детей.

Внешний вид «Клуба строителей» (фото 30-х гг.)

План первого этажа комплекса зданий Клуба строителей

Перестройки и утраты клуба начались в 1943 году, практически сразу после того, как здание передали в ведение созданной Свердловской киностудии. Большой зрительный зал был перестроен под павильон для съёмки; был заложен витраж над входом; декорированы стены и потолки в фойе 2-го этажа и на главной лестничной клетке; заложен переход между основными объёмами клуба и ряд окон; сделана скатная кровля вместо крыши-террасы. В ходе последней реконструкции комплекса в 2002 году были утрачены дубовые паркеты и полы из метлахской плитки, филенчатые дверные полотна, произведена перепланировка комнат и облицовка стен изнутри современными материалами. Не сохранился и сквер во внутреннем дворе: всю его территорию закатали в асфальт и определили под парковку.

Фрагмент главного фасада здания с входом в «клубную часть» (фото 1973 г.)

Здание Клуба строителей в наши дни (фото 2015 г.)

Тем не менее с 1974 года здание является памятником архитектуры федерального значения и остаётся таковым до сих пор. В настоящее время в нём расположен торгово-офисный центр «Сити-центр».

История же Свердловской киностудии началась через десять лет после того, как Клуб строителей начал функционировать в качестве одного из очагов досуга и культуры Свердловска, в феврале 1943 года. Предпосылки к появлению киностудии в столице Среднего Урала были достаточно весомые. С первых дней войны на Урал стали прибывать деятели искусств, эвакуированные с оккупированных территорий СССР. Прибывало сюда и всевозможное оборудование – театральное и кинематографическое. Одним из тех, кто курировал вопросы эвакуации, размещения и трудоустройства актёров, режиссёров, операторов, монтажёров, звукорежиссёров, осветителей и людей других театральных и кинематографических профессий на Урале и в Сибири, был художественный руководитель Государственного управления по производству фильмов, главный режиссёр Театра-студии киноактёра, режиссёр фильмов «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Мечта» и других Михаил Ильич Ромм, лауреат Сталинской премии, будущий создатель лент «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». В ноябре 1942 года Михаил Ильич докладывал на заседании Комитета по делам искусств Совнаркома СССР о положении дел у творческих коллективов и отдельных деятелей искусств в эвакуации. В завершении своего доклада М. И. Ромм предложил создать в ряде городов, находящихся в тылу, киностудии по производству игровых и документальных фильмов. Совнарком СССР предложение поддержал. 9 февраля 1943 года появился приказ «Об организации в городе Свердловске киностудии художественных фильмов».

Здания бывшего Дворца (Клуба) строителей уже под вывеской Свердловской киностудии (фото 40-х гг.)

Для размещения новой киностудии было решено выделить Клуб строителей, переименованный накануне войны во дворец. Проект реконструкции комплекса зданий под киностудию был разработан архитектором Владимиром Емельяновым. В первую очередь был реконструирован просмотровый зал, в котором разместился съёмочный павильон. В течении 1943-1944 годов были реконструированы другие помещения, а первым фильмом, снятом на Свердловской киностудии, стал фильм «Сильва» по оперетте Имре Кальмана «Королева чардаша».

На съемках фильма «Сильва» (фото 1944 г.)

Заведующий музеем Свердловской киностудии Лев Николаевич Эглит вспоминал впоследствии: «"Сильва" снималась в 1944 году ускоренными темпами. В марте был утверждён режиссёрский сценарий, а в декабре картина была почти готова. Конечно, все сильно удивились, что в годы войны вдруг вышел музыкальный развлекательный фильм. Но, как оказалось, таково было решение "сверху", из Кремля… Однако несмотря на то, что это был правительственный заказ, снимать фильм приходилось в сложных условиях. Режиссёрам не разрешали работать днём, так как осветительная техника потребляла много электроэнергии, которая была так необходима заводам и фабрикам, выпускавшим военную продукцию. Снимать приходилось по ночам, и это выматывало актёров, операторов и подсобных рабочих…»

Снимал «Сильву» режиссёр Александр Викторович Ивановский, известный советскому зрителю по таким картинам, как «Иудушка Головлёв» (1934) и «Дубровский» (1936). В ходе съёмочного процесса коллективу киностудии приходилось сталкиваться с массой трудностей, но когда «Сильва» вышла на экраны, режиссёр и актёры стали мешками получать письма от благодарных зрителей со всех концов Советского Союза.

С 1945 по 1948 год Свердловская киностудия выпускала по одной картине в год. В эти годы формировался творческий коллектив, укреплялась техническая база киностудии. В 1948 году к Свердловской киностудии была присоединена Новосибирская студия учебных фильмов, а ещё три года спустя – Свердловская студия кинохроники. С 1948 по 1956 год киностудия выпускала только документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Начиная со второй половины 50-х годов Свердловская киностудия начинает наращивать производство художественных фильмов. С 1958 года выпускает по два-три художественных фильма в год. Но успех «Сильвы» долгое время не могла повторить ни одна картина.

Всенародное признание Свердловской киностудии вернули двухсерийный фильм о советском разведчике Николае Кузнецове «Сильные духом» режиссёра Виктора Георгиева, музыкальная комедия «Трембита», которую снял известный свердловский актёр и режиссёр Олег Николаевский и четырёхсерийная киносага «Угрюм-река», снятая Ярополком Лапшиным. Эти фильмы вышли в 1967 и 1968 году.

Афиши фильмов Свердловской киностудии «Сильные духом» и «Угрюм-река»

Кадры из фильма «Трембита»

На съемках «Трембиты» (фото 1968 г.)

А в 1972 году на экраны телевизоров, а затем и кинотеатров выходит самый знаменитый фильм, снятый на Свердловской киностудии, – «Приваловские миллионы» по мотивам одноимённого романа Д. Н. Мамина-Сибиряка. Съёмки фильма проходили на Урале – в Свердловске и Нижнем Тагиле – на натуре, оставшейся в этих городах со второй половины XIX века. Съёмочный процесс, по воспоминаниям очевидцев, проходил не всегда гладко. Снимать приходилось на улицах города, где не всегда можно было перекрыть движение транспорта. Иногда членам съёмочной группы приходилось самим убирать улицы, чтобы в кадр не попали бутылки, мятые пачки сигарет и другие предметы, не характерные для времени, в котором разворачивалось действие фильма.

Художник-постановщик «Приваловских миллионов» Юрий Стратов (второй слева) метёт улицу перед началом съёмки (фото 1971 г.)

В этом фильме играл по-настоящему звёздный актёрский состав: Леонид Кулагин, Владислав Стржельчик, Людмила Хитяева, Людмила Чурсина, Любовь Соколова, Александр Демьяненко, Евгений Евстигнеев. И это тоже было весьма серьёзной проблемой: толпы зевак, сопровождавшие съёмочную группу, всё время норовили взять автограф у любимых актёров, а то и проникнуть на съёмочную площадку. Так, в Нижнем Тагиле по периметру съёмочной площадки было выставлено милицейское оцепление, но это не помогло.

Александр Демьяненко вспоминал на одном из творческих вечеров: «В какой-то момент милиция перешла на сторону народа и съёмки пришлось прервать на полдня. Я и Евгений Александрович (Евстигнеев. – Прим. авт.) больше часа уговаривали тагильчан не мешать съёмочному процессу, раздавали автографы и даже фотографировались с горожанами... Некоторых зевак режиссёр пригласил в массовку, и, наконец, порядок на площадке удалось восстановить...»

 

Картину ждал оглушительный успех. Особенно популярна она была у жителей Свердловской области.

Кадры из фильма «Приваловские миллионы»

Широкую известность в 50-70-е годы получили документальные и научно-популярные фильмы, снятые на Свердловской киностудии режиссёрами Борисом Галантером и Александром Литвиновым, Леонидом Рымаренко и Львом Ефимовым, Борисом Урицким и Верой Волянской, Иосифом Богуславским и другими мастерами документального кино.

Заставка, с которой начинались документальные фильмы Свердловской киностудии в 60-80-х годах

В 1973 году на Свердловской киностудии появляется Объединение художественной мультипликации и на экраны страны начинают выходить мультипликационные фильмы, снятые по мотивам произведений П. П. Бажова и Д. Н. Мамина-Сибиряка. Первым мультипликационным фильмом Свердловской киностудии стал «Синюшкин колодец» режиссёра Валерия Фомина. Всего Валерий Иванович Фомин снял на Свердловской киностудии 18 кукольных и рисованных мультипликационных фильмов, в том числе мульт-трилогию «Про Веру и Анфису». Более десятка мультфильмов сняла на Свердловской киностудии другой режиссёр Галина Тургенева.

В конце 80-х – начале 90-х годов сразу несколько мультипликационных фильмов, снятых на Объединении художественной мультипликации Свердловской киностудии, получили главные призы на кинофестивалях в Оттаве (Канада), Лос-Анжелесе (США), Загребе (СФРЮ), Лейпциге (ГДР) и Брюсселе.

В 70-х и 80-х годах прошлого века на Свердловской киностудии снимаются такие известные картины, как «Безымянная звезда» (1978 г., режиссёр Михаил Козаков), «Поздняя встреча» (1978 г., режиссёр Владимир Шредель), «Главный конструктор» (1980 г., режиссёр Владимир Семаков), «Горький можжевельник» (1985 г., режиссёр Барас Халзанов), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (1988 г., режиссёр Ростислав Горяев) и некоторые другие.

Алексей Баталов на съёмках фильма «Поздняя встреча» (фото 1978 г.)

Съёмочная группа фильма «Горький можжевельник» (фото 1985 г.)

На съёмках картины «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (фото 1988 г.)

Некоторым особняком стоит в этом ряду фильм Ярополка Лапшина «Демидовы», снятый на Свердловской киностудии и вышедший на экраны в 1983 году. По признанию самого режиссёра, этот фильм должен был повторить успех «Приваловских миллионов».

«Я приехал на Урал в конце войны после окончания ВГИКа и, собственно, ничего не знал об этом крае, – рассказывал режиссёр в 1985 году в интервью журналу "Советский экран". – Отправился как-то в Нижний Тагил, по дороге увидел поразившее меня название городка Сан-Донато. Стал интересоваться, и оказалось, что один из Демидовых решил жениться на племяннице Наполеона и купил княжеский титул Сан-Донато вместе с княжеством. Брак, правда, скоро распался, но память о том событии сохранилась в экзотическом названии маленького уральского посёлка. После этого я начал интересоваться историей Демидовых, да и вообще Уралом...»

Для съёмок фильма о Демидовых Ярополк Лапшин пригласил самых «звёздных» актёров того времени: Евгения Евстигнеева, Вадима Спиридонова, Леонида Куравлёва, Михаила Козакова, Валерия Золотухина, Людмилу Чурсину, Лидию Федосееву-Шукшину и других. В числе статистов оказались бригада кузнецов ручной ковки с Верх-Исетского металлургического завода, работники красноуфимской артели столяров и плотников, изготовлявшие для съёмок телеги и сани по чертежам XVIII века, жители Невьянска и Нижнего Тагила.

Евгений Евстигнеев гримируется на роль Никиты Демидова

Рабочие моменты съёмок фильма «Демидовы» (фото 1982-83 гг.)

Фильм «выстрелил», но не настолько громко, как хотелось режиссёру. К тому же ряд уральских историков и краеведов подвергли Лапшина критике за «искажение исторических фактов и вопиющие неточности». Не остались в стороне и кинокритики. В итоге после планового показа фильм оказался забыт на долгие годы и вновь вернулся на телевизионные экраны страны только в нулевых.

Во время перестройки и в начале 90-х Свердловская киностудия становится «уральским Голливудом». Качество снимаемых фильмов начинает снижаться, студию покидает ряд ведущих операторов и техников. Приходит в упадок документальное кино, мультипликация. Из редких удач Свердловской киностудии этого периода можно отметить только фильмы режиссёра Владимира Хотиненко «Патриотическая комедия» и «Макаров».

На съёмочной площадке фильма В. Хотиненко «Патриотическая комедия»

Съёмочная группа фильма «Патриотическая комедия»

В настоящее время Свердловская киностудия, по словам некоторых её бывших сотрудников, «находится в полуобморочном состоянии». Ремонт помещений, изготовление декораций, покупка нового оборудования производится за счёт коммерческой деятельности киностудии и на частные пожертвования. Несмотря на то, что с 2004 года 100% акций ОАО «Свердловская киностудия» находятся в собственности государства, она не получает государственной поддержки вот уже более 12 лет. При киностудии работает Школа кино для детей и подростков, а также музей кино, посетить который будет интересно и взрослым, и детям.

Музей кино находится по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, д. 50ж, а сама киностудия в здании рядом – пр. Ленина, д. 50д.