Улица Старозаводская: призрак старого города за забором

Улица Старозаводская: призрак старого города за забором

Казалось бы, о бывшей Старозаводской улице в прошлых выпусках нашей рубрики мы рассказали всё, и о её существовании можно забыть. Сегодня на картах Нижнего Тагила Старозаводская улица не значится. И всё же часть этой улицы до сих пор существует. Правда, знают об этом немногие. 

Некогда довольно известная (её изображение даже появлялось на почтовых открытках), улица «потерялась» в советское время, в период перепланировки города и массового переименования улиц. Тогда, присвоив первый номер зданию бывшего Главного правления заводов, в котором разместился Горсовет, городские власти не обратили внимания на то, что начинался Старозаводской тракт, а вместе с ним и улица, не от этого здания и даже не от площади перед ним, а от заводской конторы на территории самого завода.

Именно в этом месте формировались гужевые караваны с готовой продукцией завода, которые после того, как приказчик пересчитает отгруженное со склада железо, отправлялись по Старозаводскому тракту в Невьянск, в Екатеринбург, в Тобольск и другие города Урала и Сибири.

Выйдя из завода через мост, обозы сворачивали направо и следовали вдоль берега «вешнячего» канала до того места, где позднее, в 30-40-х годах XIX столетия, было воздвигнуто здание Главного правления заводов. Там гружённые металлом подводы поворачивали налево и продолжали движение по нынешней улице Уральской. 

Маршрут движения обозов по Невьянскому (Старозаводскому) тракту на фрагменте карты Н. Тагила 1846 г. 

Объяснялся такой маршрут рельефом местности, который не позволял тяжело гружённым подводам подняться, к примеру, по улице Нагорной (пр. Ленина). Поэтому до заводской заставы обозы шли вдоль берега пруда, где не было крутых подъёмов и спусков. 

Надо сказать, что в демидовские времена эта часть улицы Старозаводской была вполне «настоящей».

Кроме заводской конторы, которая имела свой почтовый адрес, здесь находились конюшенный двор, две или три избы для «командированных» работных людей и мастеров, приезжавших на Нижнетагильский завод по служебным делам с других демидовских заводов на несколько дней (такая практика существовала на заводах, особенно в период совместного управления ими Прокофием, Григорием и Никитой Акинфиевичами). Здесь же находились кузница, слесарная мастерская, несколько хозяйственных построек.

После того как летом 1769 года Прокофий Демидов продал «старый» завод Савве Собакину (Яковлеву), тракт начал утрачивать своё значение.

В советский период времени в результате неоднократных перепланировок и переименований начало улицы «потерялось» и о Старозаводской забыли на долгие годы. Вспомнили об одной из главнейших улиц Нижнего Тагила только после того, как идеи о создании завода-музея начали воплощаться в реальность. Тогда, проведя в городских и областных архивах не один месяц, сотрудники музея установили, что участок Старозаводской улицы, находящийся на территории завода имени Куйбышева, никогда не фигурировал в планах развития и реконструкции города и постановлениях горисполкома. Так на территории будущего завода-музея появилась первая достопримечательность – улица Старозаводская. Сейчас экскурсоводы, работающие на заводе-музее, часто начинают свои экскурсии с рассказа об этой улице. 

Улица Старозаводская на территории завода-музея (фото 2016 г.) 

Несмотря на то, что протяжённость улицы невелика, экскурсоводам есть, что рассказать о ней посетителям завода-музея. Здесь находятся заводская контора, выстроенная в 1840 году, здания заводской столовой и бани, появившиеся на заводе в середине 30-х годов XX столетия и являющиеся, по сути, памятниками архитектуры эпохи «сталианса». Здесь есть даже памятник. Хотя завод носил имя В. В. Куйбышева, памятник изображает  вождя мирового пролетариата товарища Ленина. 

Здания бывшей заводской столовой и бани (фото 2016 г.) 

Памятник В. И. Ленину (фото 2016 г.) 

На улице есть два моста. Первый, переброшенный через русло канала, по которому происходил сброс воды от рабочих прорезов, имеет весьма интересную историю. По одной из версий, он является «родным братом» тем петербургским мостам, которые Демидовы поставляли в Северную Пальмиру в первой половине XIX века. По каким-то причинам этот мост не был отправлен в Петербург и занял место на заводе взамен обветшавшего деревянного. Мост был полностью чугунный, от свай до красивых ажурных перил, и весил почти 7800 пудов. В народе его так и прозвали – Чугунный.

В 30-е годы XX века для того, чтобы выровнять проезжую часть, мост закатали в асфальт по самые перила, да так основательно, что вскоре и вовсе забыли о нём. Только в 1989-м старейший тагильский краевед Иван Абрамович Орлов на страницах самиздатовского альманаха «Тагильский краевед» рассказал историю этого моста. 

Вид на канал с Чугунного моста (фото 2016 г.) 

Второй мост, построенный через канал «вешнячего» сброса, до 1837 года названия не имел. Возможно, он так и остался бы безымянным, если бы не приезд в Нижнетагильский завод наследника российского престола. В ожидании цесаревича в посёлке навели идеальный порядок и выкрасили мост зелёной краской, замешанной на малахитовой пудре. Тагильчане сразу окрестили мост «Зелёным», и он ещё долго оставался таковым даже после того, как краска с моста облезла. «Зелёный» мост множество раз ремонтировали и перестраивали, и до наших дней не сохранилось ничего из его первоначального облика.

Уже в «музейный» период жизни завода улицу Старозаводскую продлили до здания Механической фабрики, «заведённой» в первой половине XIX века Павлом Петровичем Мокеевым – одним из учеников и соратников выдающихся тагильских механиков и металлургов Е. А. Черепанова и Ф. И. Швецова.

Раз уж мы оказались на территории завода-музея, то логично было бы совершить небольшую экскурсию по этому уникальному историко-индустриальному объекту. К тому же многие тагильчане ни разу не были на заводе.

Начнём, пожалуй, с Механической фабрики (позднее – механического цеха) – комплекса производственных зданий, которые строились на Нижнетагильском заводе с 1832 по 1867 годы. Главный корпус, возведённый по проекту демидовского крепостного архитектора К. А. Луценко, не раз попадал в объективы фотографов и, как следствие, больше известен широкой публике.  

Главный корпус механического цеха (арх. К. А. Луценко) 

Первые корпуса Механической фабрики, появившиеся здесь в период с 1832 по 1840 гг., выглядят намного скромнее. Но именно здесь создавались и испытывались паровые машины, предназначенные для заводских нужд, производился ремонт и модернизация оборудования, изготавливались станки и инструменты. 

Первые здания Механической фабрики, построенные в 1832-40 гг. 

Если говорить об изображениях нашего завода, то впервые они появились в книге «главного начальника Горных заводов» Георга Вильгельма де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов», в разделе «Партикулярные заводы». 

Рисунок «Нижне-тагильского железнаго заводу» из книги Г. В. Де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов» 

А с появлением и развитием фотографии Нижнетагильский завод стал одним из первых объектов, которые снимали как тагильские, так и заезжие фотографы. Несколько изображений дошли до наших дней в весьма хорошем качестве. 

Фотографии Нижнетагильского завода конца XIX – начала XX вв. 

Особенно часто снимали доменное производство. В конце ХIХ столетия тагильские домны появились даже на почтовых открытках.   

Почтовые открытки с изображениями тагильских домен 

Доменный цех и сейчас вызывает повышенный интерес у тех, кто попадает на территорию завода-музея. Его снимают чаще других объектов, не смотря на то, что в доменном цехе практически не осталось оборудования старше 60-70 лет. В блогах, на форумах и в социальных сетях то и дело появляются фотоснимки, сделанные на территории завода, и на большинстве из них изображён именно доменный цех. 

Доменный цех снаружи (фото 2013-2016 гг.) 

Значительно меньше встречается снимков, сделанных внутри цеха. Объясняется это достаточно просто: вход на территорию завода-музея возможен только для организованных групп и далеко не каждый день. А внутри доменный производит не меньшее впечатление. 

 

 

Доменный цех внутри (фото 2016 г.) 

Конечно, проникнуть на заводскую территорию можно и, так сказать, в неофициальном порядке и осмотреть всё, на что хватит времени. Однако в этом случае вы не получите той исчерпывающей информации о заводе, его истории, технологических процессах и многом другом. В общем, если вы не профессиональный историк, если вы не специалист в области чёрной металлургии, завод так и останется для вас нагромождением железа и кирпича. 

 

Шихтовый участок доменного цеха (фото 2016 г.) 

Желающие посетить завод-музей едут в Нижний Тагил со всех концов нашей страны и из бывших союзных республик. Большинство из них – обычные люди, интересующиеся историей своей страны. В последнее время всё чаще на завод обращают внимание известные медийные персоны. Так, в прошлом году известный блогер и фоторепортёр Илья Варламов приехал в Нижний Тагил и сделал прекрасный репортаж, который привлёк внимание множества читателей. 

 

 

Завод-музей на фотоснимках И. Варламова (фото 2015 г.) 

И даже люди, которые побывали на территории завода-музея в неорганизованном порядке, всё равно стремятся попасть сюда снова, но уже обязательно с экскурсоводом: во время осмотра возникает масса  вопросов, ответы на которые самостоятельно найти подчас невозможно.

Например, какую функцию выполняла многоярусная стена, выложенная природным камнем и укреплённая в углах железом?.. 

«Загадочная» стена (фото 2016 г.) 

Подробно расскажут экскурсоводы и об оборудовании XIX-XX вв., которое собрано на территории завода, и о трёх культурно-исторических слоях, которые образовались здесь за 290 лет существования предприятия, и об устройстве прокатного стана, стены и крыша которого были движущимися, и о заводской плотине, и ещё о многом другом. 

Образцы заводского оборудования (фото 2016 г.) 

Крыша и стены прокатного стана (фото 2016 г.) 

«Вешнячий» прорез заводской плотины 

Во время последних мероприятий, проходивших под вывеской «Ночь музеев», завод-музей был открыт для всех желающих. Экскурсоводы брали даже маленькие группы из 4-5 человек. Правда, по словам сотрудников музея, они ожидали гораздо большего числа посетителей: то ли тагильчане пропустили информацию о том, что завод будет открыт, то ли не поверили в это.

Рубрика «Город-ЛабириНТ» обязательно вернётся на бывший демидовский завод в ближайшее время с более подробным рассказом об этом уникальном объекте. 

  

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН «Между строк» 

Прошлые выпуски проекта «Город-лабириНТ»